Грузооборот между Россией и другими странами, который был существенно сокращен по сравнению с прошлым годом в связи с введенными санкциями, частично восстановлен благодаря налаживанию новых схем по параллельному импорту. Однако о восстановлении прежних объемов говорить преждевременно.
Значительная часть ввозимых товаров и большая часть экспортных грузов запрещена сейчас к отправке напрямую, более точная номенклатура разрешенных к перевозке товаров указана в правовых документах страны отправления. Для транспортировки воздушными судами в основном доступны только предметы первой необходимости, такие как продукты питания и лекарственные препараты.
Существенно ограничены перевозки товаров, которые могут считаться товарами двойного назначения. Таможенные службы крайне тщательно проверяют грузы, которые отправляются в Москву. Кроме того, увеличился поток запросов по перевозке температурных грузов.
Мы ожидаем, что будут увеличены провозные мощности на направлении Китай – Москва, так как большая часть клиентов перешла на работу с китайскими поставщиками. Авиалинии это тоже понимают и стараются увеличить количество рейсов по данному маршруту. Но есть ряд стран, которые этому препятствуют, ограничивая количество вылетов и отзывая самолеты, находящиеся в лизинге.
В связи с уже наработанными схемами, способствующими частичному выходу из сложившейся ситуации, можно надеяться на более-менее стабильный грузооборот.
Но в первую очередь необходимо увеличить мощности для доставки грузов авиатранспортом из Китая – нужно больше воздушных судов, терминалов, складов, работников в аэропортах вылета/прилета.
Также для развития авиалогистики необходима помощь в перерегистрации бортов на российский реестр и выход из международного, выкуп судов государством у международных лизинговых компаний и их безвозмездная передача в пользование российским перевозчикам. Кроме того, восстановлению рынка авиации и стабилизации ситуации способствовала хотя бы временная отмена транспортного налога, а также выделение субсидий государством для российских авиаперевозчиков.