В первом квартале 2016 года ключевые тенденции не изменятся: международные перевозки будут сокращаться, внутренние сохранятся примерно на уровне прошлого года. В дальнейшем, начиная с середины второго квартала, авиакомпании начнут повышать тарифы, что приведет к падению объемов перевозок и на внутренних линиях. Курортные направления - Симферополь, Сочи, Краснодар, Минеральные Воды - будут демонстрировать хорошие результаты, столичные аэропорты - умеренный спад, региональным же аэропортам придется сложнее.
Пока я не вижу предпосылок к тому, чтобы на рынке происходили слияния: отрасль разобщена, пока все рассчитывают, что умрет сосед, а его место можно будет занять. В то же время, вся отрасль генерирует многомиллиардные убытки, которые неизбежно обернутся банкротствами. Фактически, в 2016 году рынки перераспределятся в пользу Группы "Аэрофлот" и группы S7 Airlines. Остальные компании в лучшем случае сохранят свою долю, в худшем их ожидает остановка операционной деятельности.
Несмотря на довольно мрачные заявления ГосНИИ ГА, чьи эксперты заявили о существенном сокращении флота авиакомпаний России, сегодня существует профицит провозных емкостей. Однако концентрация на внутреннем рынке чревата тем, что сезонность продолжит усиливаться: авиакомпаниям нужен будет большой парк три месяца в году, а во все остальное время он будет избыточным. По факту, этот избыток будет уходить с рынка вместе с перевозчиками, а к 2017 году, если ничего не изменится, летом рынок ожидают завышенные тарифы.
До конца зимнего сезона открыть Египет уже не удастся. Турция закрыта "плотно" и надолго. Украина - также. Соответственно, когда откроется Египет, для кого-то будет уже поздно. Почти уверен, что будущей зимой он все же станет доступен.
Олег Пантелеев,
исполнительный директор отраслевого агентства "АвиаПорт"