+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
26.06.2015 12:00:03
Авиация / Новости
РЖД-Партнер

Тяжелая доля воздушных грузовых перевозок

Грузовые авиаперевозки никогда не занимали большой доли на рынке транспортировки товаров. Сегодня темпы роста их объема снижаются. Временная ли это тенденция, или по итогам года авиаперевозчикам удастся нарастить объемы?
 

Цифры и факты

Российские авиакомпании за 5 месяцев 2015 года увеличили грузооборот на 13,3% по сравнению с аналогичным периодом 2014-го – до 2,2 млн т-км, говорится в материалах Росавиации. Причем на международных линиях на 19,9%, а вот во внутреннем сообщении объем перевозок упал на 16,2%. Нельзя не отметить, что динамика роста снижается.


Напомним, что за 3 месяца 2015 года грузооборот российских авиакомпаний вырос на 20,3%, до 768,9 млн т-км. Однако в мае 2015-го рост несколько замедлился – до 10,7% по отношению к маю 2014-го.


По мнению старшего аналитика Центра экономического прогнозирования Газпромбанка Кирилла Никоды, существующий перекос в грузообороте воздушным транспортом по направлениям объясняется ростом крупнейшей компании «ЭйрБриджКарго», в частности, ее активной работой на международных маршрутах.

По данным самого перевозчика, за 5 месяцев текущего года рост тоннажа составил 16% по сравнению с аналогичным периодом 2014-го. «С января по май авиакомпания перевезла 180 605 т грузов по своей маршрутной сети, соединяющей Европу, Азию и США через Россию. В настоящее время авиакомпания «ЭйрБриджКарго» выполняет регулярные рейсы в 26 направлениях в 14 странах флотом из 14 грузовых «Боинг-747», – сообщают в пресс-службе компании.

К. Никода полагает, что текущий год будет позитивным для мировой авиаотрасли, в частности, благодаря снижению цен на нефть и топливо.

Однако, по расчетам Международной ассоциации воздушного транспорта (IATA), темпы роста мирового рынка грузовых авиаперевозок несколько замедлятся в сравнении с прошлым годом, до 5,5%. Выручка прогнозируется на уровне $62 млрд, объемы перевозок – 54,2 млн т.

По данным маркетингового агентства DISCOVERY Research Group, по итогам 2014 года объем грузоперевозок воздушным транспортом составил 1036 тыс. т, что на 3,5% больше, чем в 2013-м. Объем грузооборота в 2014 году составил 5,2 млрд т-км, что на 4% больше, чем в 2013-м. Международные перевозки грузов и почты демонстрировали рост в 2014 году на 7,5%. Внутренние перевозки при этом снизились на 5,1%. Наибольший объем авиаперевозок грузов и почты в 2014 году пришелся на международные перевозки между Россией и зарубежными странами за пределами СНГ – 716,5 тыс. т. В целом же тенденция 2014 года, как писал ранее «РЖД-Партнер», продолжается

Причины и следствие

Руководитель альянса Associated Cargo Experts Мирослав Золотарев уверен, что снижение объемов внутренних грузовых авиаперевозок сохранится и даже усилится, если не предпринимать никаких действий по стабилизации и поддержке отрасли в России. «На рост международных авиаперевозок прежде всего влияет увеличение международного транзита, выполняемого российскими авиакомпаниями, то есть он не связан напрямую с объемами грузов, производимых экономикой России, а следовательно, является косвенным показателем состояния отрасли», – поясняет он.


По мнению М. Золотарева, на данный момент основными проблемами отрасли в России можно назвать устаревший парк воздушных судов (20% авиакомпаний имеют грузовые суда, из 134 грузовых самолетов на рынке 88% российские, 12% – иностранные, при этом иностранными судами перевозится 50% грузов).


«Кроме того, с 2000 года численность аэродромов сократилась на 30%. Также на снижение объема перевозок внутри страны оказывает негативное влияние несовершенство существующей схемы организации грузовых перевозок. Московский авиационный узел обрабатывает более 60% грузопотока, испытывая дефицит пропускной способности, в то время как аэропорты Новосибирска, Красноярска и Екатеринбурга используются лишь на 50%, а мощности в Хабаровске – на 60%», – сетует он.

Также среди причин, которые мешают развитию региональных перевозок, эксперты называют как отсутствие крупных логистических операторов, способных организовывать грузовые перевозки с минимальной стоимостью за счет мультимодальности, так и недостаточно развитую инфраструктуру в аэропортах.

«Сегодня существуют проблемы стыковки между разными видами транспорта. Сформировался замкнутый круг: ценовая политика региональных аэропортов далека от гибкой, в то же время ценовая конкуренция с другими видами транспорта не позволяет формировать объем авиационного груза, достаточный для развития инфраструктуры аэропортов», – комментирует М. Золотарев.

Отсутствие конкуренции мешает развитию

По мнению экспертов, одна из сегодняшних проблем – это отсутствие конкуренции на рынке. По оценкам Центра ГА и Минтранса России, привлечение мультимодальных операторов, иностранных компаний на рынок и создание аэропортов-конкурентов – все это приведет к увеличению грузооборота в 2 раза, что даст дополнительный доход в $3–4 млрд в год.

Например, Emirates уже использует Домодедово как транзитный хаб по маршруту Дубай – Москва – Франкфурт – Дубай, имея грузовой самолет В777 на маршруте. Так, Singapore Airlines использует Домодедово как хаб на маршруте Сингапур – Москва – Хьюстон.

«Важно повысить привлекательность российских аэропортов в качестве логистических центров для иностранных авиакомпаний путем увеличения числа стоянок воздушных судов, улучшения состояния аэропортов, повышения количества квалифицированного персонала, оптимизации стоимости обслуживания. Создание свободных экономических зон в аэропортах-хабах привлечет дополнительные торгово-промышленные мощности. Нужно внедрить международный стандарт e-freight и полностью перейти на безбумажное оформление транзитных грузов», – уверен М. Золотарев.

По его словам, обязательное условие развития отрасли в России – создание национальной опорной сети аэропортов-хабов и сочетание воздушного и железнодорожного транспорта.

Другие участники отрасли уверены, что развитие авиаперевозок в первую очередь связано с состоянием экономики в России и в мире.

«Развитие грузовых авиаперевозок связано с общим восстановлением экономики и спроса на розничные товары. Одним из драйверов роста может стать онлайн-торговля. В более долгосрочной перспективе возможны изменения глобальных торговых маршрутов, а значит, использование российской аэропортовой инфраструктуры для складирования, хранения и консолидации товаров, например, на маршруте Азия – Европа», – полагает К. Никода.

Авиаперевозки никогда не были массовым продуктом. Однако аналитики полагают, что рост грузооборота крупнейших авиакомпаний продолжится и, возможно, по итогам года превзойдет показатели 2014-го.

Татьяна Симонова 

Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ



Читайте также

  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions