Цифры и факты
Российские авиакомпании за 5 месяцев 2015 года увеличили грузооборот на 13,3% по сравнению с аналогичным периодом 2014-го – до 2,2 млн т-км, говорится в материалах Росавиации. Причем на международных линиях на 19,9%, а вот во внутреннем сообщении объем перевозок упал на 16,2%. Нельзя не отметить, что динамика роста снижается.
Напомним, что за 3 месяца 2015 года грузооборот российских авиакомпаний вырос на 20,3%, до 768,9 млн т-км. Однако в мае 2015-го рост несколько замедлился – до 10,7% по отношению к маю 2014-го.
По мнению старшего аналитика Центра экономического прогнозирования Газпромбанка Кирилла Никоды, существующий перекос в грузообороте воздушным транспортом по направлениям объясняется ростом крупнейшей компании «ЭйрБриджКарго», в частности, ее активной работой на международных маршрутах.
По данным самого перевозчика, за 5 месяцев текущего года рост тоннажа составил 16% по сравнению с аналогичным периодом 2014-го. «С января по май авиакомпания перевезла 180 605 т грузов по своей маршрутной сети, соединяющей Европу, Азию и США через Россию. В настоящее время авиакомпания «ЭйрБриджКарго» выполняет регулярные рейсы в 26 направлениях в 14 странах флотом из 14 грузовых «Боинг-747», – сообщают в пресс-службе компании.
К. Никода полагает, что текущий год будет позитивным для мировой авиаотрасли, в частности, благодаря снижению цен на нефть и топливо.
Однако, по расчетам Международной ассоциации воздушного транспорта (IATA), темпы роста мирового рынка грузовых авиаперевозок несколько замедлятся в сравнении с прошлым годом, до 5,5%. Выручка прогнозируется на уровне $62 млрд, объемы перевозок – 54,2 млн т.
По данным маркетингового агентства DISCOVERY Research Group, по итогам 2014 года объем грузоперевозок воздушным транспортом составил 1036 тыс. т, что на 3,5% больше, чем в 2013-м. Объем грузооборота в 2014 году составил 5,2 млрд т-км, что на 4% больше, чем в 2013-м. Международные перевозки грузов и почты демонстрировали рост в 2014 году на 7,5%. Внутренние перевозки при этом снизились на 5,1%. Наибольший объем авиаперевозок грузов и почты в 2014 году пришелся на международные перевозки между Россией и зарубежными странами за пределами СНГ – 716,5 тыс. т. В целом же тенденция 2014 года, как писал ранее «РЖД-Партнер», продолжается.
Причины и следствие
Руководитель альянса Associated Cargo Experts Мирослав Золотарев уверен, что снижение объемов внутренних грузовых авиаперевозок сохранится и даже усилится, если не предпринимать никаких действий по стабилизации и поддержке отрасли в России. «На рост международных авиаперевозок прежде всего влияет увеличение международного транзита, выполняемого российскими авиакомпаниями, то есть он не связан напрямую с объемами грузов, производимых экономикой России, а следовательно, является косвенным показателем состояния отрасли», – поясняет он.
По мнению М. Золотарева, на данный момент основными проблемами отрасли в России можно назвать устаревший парк воздушных судов (20% авиакомпаний имеют грузовые суда, из 134 грузовых самолетов на рынке 88% российские, 12% – иностранные, при этом иностранными судами перевозится 50% грузов).
«Кроме того, с 2000 года численность аэродромов сократилась на 30%. Также на снижение объема перевозок внутри страны оказывает негативное влияние несовершенство существующей схемы организации грузовых перевозок. Московский авиационный узел обрабатывает более 60% грузопотока, испытывая дефицит пропускной способности, в то время как аэропорты Новосибирска, Красноярска и Екатеринбурга используются лишь на 50%, а мощности в Хабаровске – на 60%», – сетует он.
Также среди причин, которые мешают развитию региональных перевозок, эксперты называют как отсутствие крупных логистических операторов, способных организовывать грузовые перевозки с минимальной стоимостью за счет мультимодальности, так и недостаточно развитую инфраструктуру в аэропортах.
«Сегодня существуют проблемы стыковки между разными видами транспорта. Сформировался замкнутый круг: ценовая политика региональных аэропортов далека от гибкой, в то же время ценовая конкуренция с другими видами транспорта не позволяет формировать объем авиационного груза, достаточный для развития инфраструктуры аэропортов», – комментирует М. Золотарев.
Отсутствие конкуренции мешает развитию
По мнению экспертов, одна из сегодняшних проблем – это отсутствие конкуренции на рынке. По оценкам Центра ГА и Минтранса России, привлечение мультимодальных операторов, иностранных компаний на рынок и создание аэропортов-конкурентов – все это приведет к увеличению грузооборота в 2 раза, что даст дополнительный доход в $3–4 млрд в год.
Например, Emirates уже использует Домодедово как транзитный хаб по маршруту Дубай – Москва – Франкфурт – Дубай, имея грузовой самолет В777 на маршруте. Так, Singapore Airlines использует Домодедово как хаб на маршруте Сингапур – Москва – Хьюстон.
«Важно повысить привлекательность российских аэропортов в качестве логистических центров для иностранных авиакомпаний путем увеличения числа стоянок воздушных судов, улучшения состояния аэропортов, повышения количества квалифицированного персонала, оптимизации стоимости обслуживания. Создание свободных экономических зон в аэропортах-хабах привлечет дополнительные торгово-промышленные мощности. Нужно внедрить международный стандарт e-freight и полностью перейти на безбумажное оформление транзитных грузов», – уверен М. Золотарев.
По его словам, обязательное условие развития отрасли в России – создание национальной опорной сети аэропортов-хабов и сочетание воздушного и железнодорожного транспорта.
Другие участники отрасли уверены, что развитие авиаперевозок в первую очередь связано с состоянием экономики в России и в мире.
«Развитие грузовых авиаперевозок связано с общим восстановлением экономики и спроса на розничные товары. Одним из драйверов роста может стать онлайн-торговля. В более долгосрочной перспективе возможны изменения глобальных торговых маршрутов, а значит, использование российской аэропортовой инфраструктуры для складирования, хранения и консолидации товаров, например, на маршруте Азия – Европа», – полагает К. Никода.
Авиаперевозки никогда не были массовым продуктом. Однако аналитики полагают, что рост грузооборота крупнейших авиакомпаний продолжится и, возможно, по итогам года превзойдет показатели 2014-го.
Татьяна Симонова