По словам авиаперевозчиков, рост обусловлен слишком дорогим топливом. Однако в Федеральной антимонопольной службе /ФАС/ заявили, что дело вовсе не в керосине.
"Мы постоянно мониторим ситуацию с ценами на авиакеросин, - рассказал "РГ" замруководителя ФАС Анатолий Голомолзин. - Для этого создана соответствующая инфраструктура. Есть котировки биржи. Есть внебиржевые сделки, на основе которых также формируются индикаторы цены. Цены в середине февраля текущего года составили 26-28 тыс. рублей за тонну. Это примерно тот же уровень цен, что был в этот же период прошлого года. Также он соразмерен с зарубежными котировками".
По словам Голомолзина, нужно также учитывать, что на рынке авиатоплива существует механизм возмещения акциза, который в составе стоимости авиакеросина платят авиакомпании. Вычет рассчитывается как сумма акциза, умноженная на утвержденный коэффициент. В прошлом году акциз был 2,3 тыс. рублей за тонну при коэффициенте 2. В нынешнем - 3 тыс. рублей при коэффициенте 1,84. То есть авиакомпании платят в этом году меньше, чем в 2015-м.
Схема покупки авиакеросина перевозчиками достаточно проста: они могут покупать топливо на рынке в рамках прямых контрактов с нефтяными компаниями либо на бирже. В аэропорты топливо доставляется либо по трубе, либо железнодорожным транспортом. Затем хранится в топливно- заправочных комплексах /ТЗК/ и заправляется "в крыло" либо по трубопроводам, либо с помощью топливных заправщиков.
Аэропортовые ТЗК могут быть как "дочками" нефтяных компаний, так и независимыми игроками. При этом все они без исключения обязаны принимать топливо авиаперевозчиков на хранение, даже если оно "чужое". В аэропортах, где есть альтернативные ТЗК /они сегодня имеются во всех крупных воздушных гаванях/, ставка за хранение авиакеросина формируется в условиях конкуренции. Если альтернативного ТЗК нет, ставка регулируется государством. "Это еще один фактор, который позволяет формировать справедливую цену на авиакеросин и защищать права авиакомпаний", - говорит Анатолий Голомолзин. В целом стоимость хранения топлива и "заправки в крыло" составляет примерно 10% конечной его цены, уточняет замруководителя ФАС.
В ФАС утверждают, что с 2012 года топливо перестало быть самым весомым фактором в стоимости авиаперевозок. Тогда прошла кардинальная модернизация авиапарка, и основными расходами стали лизинговые платежи за использование воздушных судов. Сейчас стоимость обслуживания воздушных судов имеет тенденцию к нарастанию. А доля авиатоплива в цене авиабилета, по разным оценкам, остается в пределах 30-35%.