+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
17.07.2020 10:58:57
Авиация / Комментарии
РЖД-Партнер

Цены на российский авиакеросин оказались выше международных

Не утихающая пандемия COVID-19 нанесла существенный урон многим отраслям. В числе наиболее пострадавших оказались предприятия, занятые перевозками, и производители топлива. При этом эти две сферы оказались взаимозависящими: транспорт не может передвигаться без топлива, а топливо некому продавать, если число передвижений среди населения строжайше ограничено.
Особенно заметны изменения в области воздушных перевозок и производства авиакеросина. По данным компании BP, являющейся одновременно и поставщиком, и закупщиком данного топлива, еще до пандемии в отношении РФ велась речь о двух типах ценообразования. Это формульный метод, который использовался при заключении долгосрочных контрактов, и спотовый.

Однако если обычно формула базировалась на международных ценовых индексах, территориально привязанных к региону АРА, то многолетние наблюдения за российским рынком показали, что в нашей стране цена на авиакеросин зависела в большей степени от факторов внутреннего рынка, нежели от международных цен на авиационное топливо. Стоимость спецрейсов же устанавливалась в индивидуальном порядке – каждый отечественный поставщик был вправе использовать собственные расчеты при формировании стоимости операции.

Менеджер по развитию бизнеса и трейдинга BP в России и странах СНГ Гражвидас Байорас во время выступления на онлайн-конференции «Argus Глобальный рынок нефтепродуктов 2020» пояснил, что разница между формульной ценой в регионе АРА и формульной ценой для московского авиаузла связана с тем, что производство авиакеросина в России преимущественно используется для внутреннего потребления. На экспорт отправляются всего 1,6 миллиарда тонн от 12-ти миллиардов, производимых в стране ежегодно. А такие существенные отличия в процессе формирования конечной стоимости топлива неизбежно привела эту отрасль в РФ к формированию специфических отличий в экономике, налогообложении и даже логистике.

В ходе того же мероприятия относительно нюансов системы образования стоимости топлива в Российской Федерации высказался и руководитель направления «Нефть и нефтепродукты» компании Argus Сергей Агибалов. Он отметил важный для России аспект вопроса – задействованность в процессе большого объема бюджетных доходов. Именно это место оказалось самым слабым в условиях распространяющейся эпидемии – из-за особенностей налоговой системы государства, значимая часть этих доходов пропала вместе с падением стоимости нефти. В какой-то момент компании не только перестали получать прибыль с каждого барреля, но и начали нести убытки: тенденция не могла не сказаться на рынке авиакеросина.

«Но здесь специфика такая сложилась, что здесь Российская налоговая система очень адаптивная, гибкая. И при снижении цен снижаются и налоговые сборы. Соответственно, сейчас то, что было негативным фактором в апреле, когда налоговая пошлина и НДПИ рассчитывались от предыдущих значений, стало фактором позитивным. С подъемом мировых цен ставки налоговые запаздывают. В июне чистый доход уже порядка 20 долларов на баррель – это исключительно хорошая цифра. Можно сказать, что сектор добычи перешагнул основной пик кризиса», - уверяет эксперт.

Однако пандемия привела к практически полному схлопыванию рынка авиакеросина в Московском регионе. РФ пришлось принять серьезные меры – прекратить авиасообщения с другими странами и ощутимо урезать число внутренних перелетов. Многие российские поставщики оказались не в состоянии работать в привычном режиме. По текущим и будущим контрактам компаниям пришлось перейти на спотовую систему образования стоимости. Но этот шаг, полагает Гражвидас Байорас, неизбежно приведет «к определенным проблемам» в вопросе поставок топлива международным перевозчикам.

«Российские цены в целом даже выше, чем в остальном мире. И теперь международные авиаперевозчики оценивают так называемые индексы справедливой цены, которые они могут использовать для закупок на местах. Потому что существует явный диспаритет между ценами на российское топливо и мировое. В то же самое время мы наблюдаем, что Аргус еще в 2011 году начал оценивать спотовые цены для Московского авиаузла – это аэропорты Шереметьево, Домодедово, Внуково. Эти аэропорты снабжаются с НПЗ, производящих продукт внутри Российской Федерации, и это самый конкурентоспособный сегмент рынка авиакеросина в РФ. Кроме того, Санкт-Петербургская международная товарно-отраслевая биржа также торгует спотовыми контрактами», - прокомментировал представитель BP.

Относительно дальнейшего будущего российского рынка авиакеросина в частности и нефтепродуктов в целом эксперты однозначных прогнозов делать не спешат. Представитель BP отмечает, что было бы интересно посмотреть на развитие ценообразования по новой формуле, которую предложили в Argus. Руководитель отдела Argus в свою очередь предполагает, что налоговые ставки постепенно будут выравниваться и уже в июле экспортная пошлина «отыграет свое» - но при этом призывает не упускать из виду спад объемов в рамках соглашения ОПЕК.
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.




Читайте также

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions