Сегодня авиационную отрасль захлестнул крупнейший за всю историю кризис, 90% гражданских судов припаркованы в аэропортах, пассажиропоток в некоторых странах сократился на 87%. Отрасль ежедневно несет значительные убытки. Три основных сценария развития событий с предварительной оценкой озвучил на онлайн-конференции «Преодоление COVID-19 для индустрии транспорта» Сергей Колтович, член совета директоров международного аэропорта Магнитогорск.
«Авиакомпании по всему миру останавливают операционную деятельность, к примеру, в марте по отношению к январю 2020 года пассажиропоток в Италии сократился на 87,5%, в Бельгии – на 77,3%, Греции – 71,9%, Дании – 71,6%, Германии – 71,2%, Испании – 70,7%, Финляндии – 70,5%, Австрии – 69,9%, Португалии – 69,5%, Швейцарии – 66,3% Швеции – 65,2%, Турции – 64,7%, Польше – 64,4%, Ирландии – 56%, Великобритании – 52,5%, Норвегии 49,2%, Франции – 48,8%, России – 23,9%. И с каждым днем пассажиропоток продолжает падать, люди просто боятся летать», – отметил С. Колтович.
По его словам, существует три варианта развития событий, самый оптимистичный прогноз с вероятностью 5–10%: пик эпидемии в мире придется на апрель – май 2020 года, начало восстановления массовых авиаперевозок – на июнь – июль 2020-го, к концу 2021-го население уже почти не помнит историю с текущей эпидемией; вариант консервативный, его вероятность примерно 50%: пик эпидемии пройдет к концу лета 2020-го, перевозки начнут восстанавливаться в конце августа – сентябре 2020-го; вариант тяжелого развития событий, который произойдет с вероятностью 40%: эпидемия так или иначе продлится в течение всего 2020-го и перейдет в 2021-й, в конце 2020-го – начале 2021 года будет разработана вакцина, авиаперевозки начнут восстанавливаться только весной-летом 2021-го.
Однако в любом случае авиационная индустрия потерпит значительные фундаментальные изменения, основной удар будет нанесен по авиационным хабам, а первыми начнут восстанавливаться наиболее оживленные маршруты, такие как Москва – Санкт-Петербург и Лондон – Нью-Йорк.
«Сколько будет стоит перезапуск хаба, обслуживающего 100 лайнеров А-380 и 200 – Boeing 777? Думаю, что не все хабы смогут в обозримом будущем восстановить свои объемы в полном размере, а наибольшие потери понесут компании, имеющие в своем парке менее эффективные широкофюзеляжные воздушные суда, такие как Boeing 747, А-380 и Boeing 777. Думаю, что возобновление трафика будет возможно только при эффективном взаимодействии авиакомпаний и аэропортов. Воздушным гаваням придется еще больше помогать авиакомпаниям и стимулировать трафик. К примеру, сейчас в структуре доходов региональных аэропортов России 90% составляют авиационные доходы и только 10% – неавиационные, мировой опыт показывает, что оптимальный баланс – 50 на 50», – рассказал С. Колтович.
Автор: Алексей Петров
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.