+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
27.08.2018 16:49:00
Авиация / Комментарии
РЖД-Партнер

Российские эксперты считают SSJ-100 безопасным

Отечественные самолеты российского производства Sukhoi Superjet 100 (SSJ-100) не вызвали столько нареканий у экспертов отрасли, как у представителей авиакомпании «Якутия». Они обратили внимание на техническое обслуживание подобных судов, а не на их исправность и безопасность.
Напомним, SSJ-100 является отечественным ближнемагистральным пассажирским самолетом. Он был разработан и производится компанией АО «Гражданские самолеты Сухого» (ГСС) при участии итальянской аэрокосмической компании Finmeccanica-Alenia Aermacchi. Двигатели на SSJ-100 производит компания PowerJet – совместное предприятие российской компании ПАО «ОДК-Сатурн» и французской Snecma. «Сатурн» выполняет общую сборку и стендовые испытания двигателя. А также отвечает за так называемую холодную часть двигателя (вентилятор, компрессор и турбину низкого давления). Snecma отвечает за горячую – газогенератор, камеры сгорания, турбины высокого давления и за систему управления двигателя и коробку приводов.

SSJ-100 предназначен для перевозки 98 пассажиров на расстояние 3 тыс. и 4,6 тыс. км. Эксплуатация началась в апреле 2011 года. Эксплуатантами SSJ-100 сейчас являются «Аэрофлот», Interjet, «Ямал», «Газпром авиа», «ИрАэро», «Азимут» Brussels Airlines, Armavia и МЧС России.

На официальном сайте ГСС SSJ-100 описывается как самолет нового поколения, который объединяет в себе новейшие технологии в области авиастроения и предлагает непревзойденный комфорт пассажирам, значительные экономические преимущества перевозчикам, удобство для экипажа и максимальную экологическую безопасность для окружающей среды. Рентабельности «Суперджета» позволяют достигать новый двигатель, улучшенные аэродинамические характеристики, цифровая электродистанционная система управления полетом fly-by-wire, улучшенные взлетные и посадочные характеристики.

Поводом для обсуждения исправности и надежности SSJ-100 стали недавние жалобы компании «Якутия». Эксплуатировать «Суперджеты» она начала с декабря 2012 года. В течение 2 лет «Якутия» проводила доработки, обучала персонал, получила допуск на самостоятельное техобслуживание. С 2012 года совокупный налет приближается к 36 тыс. ч. Сейчас на SSJ-100 приходится около 25% от общего объема пассажирских перевозок компании. Но последние 2 года, по словам представителей «Якутии», воздушные суда начали демонстрировать низкую надежность. Это отразилось и на исполнении летнего расписания полетов.

21 августа во время встречи с журналистами республиканских СМИ на авиационно-технической базе «Якутия техникс» представители авиакомпании рассказали, что в парке пять «Суперджетов», но летнее расписание составлялось исходя из четырех воздушных судов этого типа.

Технический директор «Якутии» Александр Зинков заявил, что причиной выхода двигателя из строя является конструктивная недоработка. В июне произошли две внеплановые замены двигателя, из-за чего возникали сбойные ситуации. «Якутия» была вынуждена привлечь другие авиакомпании для перевозки пассажиров. При этом финансовые расходы на устранение неисправностей – весьма немаленькие. Так, демонтаж одного двигателя обходится в $100 тыс.

Впресс-службе компании ГСС РЖД-Партнеру в ответ на претензии «Якутии» сообщили о заинтересованности в расширении сети обслуживающих центров для SSJ-100 по всему миру. Правда, где именно рассматривается такая возможность, тогда не уточнили. Но отметили, что компания работает над автоматизацией системы складского учета запасных частей и ее интеграцией с порталом послепродажной поддержки эксплуатантов.

Спустя пару дней в интервью авиационному порталу ATO.ru директор «Якутии» по флоту Иван Винокуров заявил о том, что авиакомпания готова вернуть SSJ-100 лизингодателю. «Я думаю, вариант прекращения эксплуатации будем держать как аварийную кнопку. Критическая масса накопилась. Из-за низкой исправности «Суперджетов» мы фактически провалили лето… У нас может не остаться никакого другого варианта, кроме как прекратить эксплуатацию», – цитирует его слова издание.

Все проблемы, которые возникали с «Суперджетоv», согласно жалобам «Якутии», можно свести к следующим. Во-первых, двигатели SaM146 имеют конструктивно-производственные дефекты.

Во-вторых, во время простоя судов Государственная транспортная лизинговая компания (ГТЛК) как владелец продолжает начислять арендные платежи. 20 августа Арбитражный суд Москвы принял исковое заявление от ГТЛК о взыскании с «Якутии» задолженности по платежам за аренду в размере 107 млн 823 тыс. руб. Заседание по этому делу, согласно материалам суда, назначено на 4 октября.

В-третьих, проблемы вызывает длительный ремонт двигателей. Так, «Якутия» сообщила о том, что к ремонту двух двигателей приступили в сентябре прошлого года, а получили их только в мае текущего. Среди главных проблем также называется отсутствие подменных двигателей и дороговизна послепродажного обслуживания ВС.

Важно отметить, что «Якутия» стала не первой компанией, от которой поступили жалобы на SSJ-100. Весной 2016 года от пяти «Суперджетов» отказалась компания Red Wings. По данным одних СМИ, от SSJ-100 решено было отказаться из-за убыточности эксплуатации. По данным других СМИ, инициатором отзыва самолетов стал сам производитель, так как перевозчик не исполнял условия контракта.

В то же время весьма непротиворечивыми оказались мнения экспертов отрасли о ситуации вокруг «Якутии» и SSJ-100.

Эксперт комитета по транспорту ГД РФ Роман Гусаров пояснил РЖД-Партнеру, что «Якутия» намеревалась расширить свой парк за счет старых самолетов Boeing, которым более 20 лет. Но Минтранс России, как известно, не так давно начал принуждать авиаторов переводить иностранные самолеты в реестр РФ. «Тогда российские авиационные власти смогут осуществлять надзор за эксплуатацией этих самолетов и будут нести за них ответственность. «Якутия» не захотела этого сделать и обвинила Минтранс России в том, что он препятствует работе авиакомпании, и все проблемы авиакомпании возникли из-за Минтранса. Следующим шагом от «Якутии» стали новости об эксплуатации SSJ-100», – сообщил Р. Гусаров.

Он подчеркнул, что не идеализирует «Суперджеты», но претензии «Якутии» назвал очень необычными, так как они предъявляются не к самому самолету, а к двигателям: «О жалобах на то, что двигатели сняли раньше положенного срока, я пока не слышал. Я не скажу, что эти самолеты ненадежны. Они находятся на хорошем мировом уровне. Да, есть проблема с обеспечением техобслуживания, с запчастями и т. д. Пока еще плохо организована система поддержания эксплуатации самолетов, еще не так много технических центров и складов запчастей и мало специалистов».

Р. Гусаров отметил, что проблемы с двигателями закончились еще в первые годы эксплуатации: «Компания эксплуатирует SSJ-100 не один год. И все было замечательно». Сейчас «Якутия» ссылается на то, что виноват производитель двигателей и это производственный брак и недостатки. Непонятно, почему другие не жалуются. Здесь нужно смотреть на условия эксплуатации: какое топливо заливали, какое масло использовали, как его вообще обслуживали».

К ситуации эксперт считает, нужно относиться философски, так как наблюдается некое противостояние коммерческой составляющей – между «Якутией», производителями самолетом, производителями двигателей, с лизинговой компанией и с авиационными властями, отметил Р. Гусаров и не исключил попытку авиакомпании таким образом скрыть какие-то внутренние проблемы компании за внешними.

Не увидел никакого серьезного порока в безопасности SSJ-100 и академик РАН, заместитель генсекретаря Союза авиапроизводителей России (САП) и научный руководитель Государственного научно-исследовательского института авиационных систем (ГосНИИАС) Евгений Федосов.

«Я не могу назвать «Суперджеты» небезопасными, потому что они сертифицирован по всем нормам летной годности официальными авиационными властями. В авиации существует очень много процедур, которые гарантируют безопасность. Да, всякие ситуации бывают в жизни. Но наиболее ответственные детали самолета изготавливались во Франции. На двигатели до сих пор никто не жаловался. Это какая-то нетипичная ситуация», – отметил он.

Е. Федосов также посоветовал обратить внимание на условия эксплуатации и заявил, что нужно разбираться на месте. Эксперт при этом добавил, что «Суперджеты» относительно широко распространены в мире: «Мексика (видимо, имеется в виду Interjet. – Прим.авт.) очень хвалит его, потому что он очень прост в техническом обслуживании. Если они на Embraer делают в сутки два полета, то на SSJ-100 – три. Я знаю, что были нарекания, но к первым партиям. В последнее время ни о каких серьезных жалобах я не слышал».

Директор консалтинговой компании «Инфомост» Борис Рыбак также подчеркнул, что в данной ситуации важен не вопрос безопасности, так как «Суперджеты» спроектированы, сертифицированы в соответствии с современными и очень жесткими требованиями. Дело – в самой системе послепродажного обслуживания. «К безопасности полетов это вообще не имеет никакого отношения. Если система послепродажного обслуживания плохо организована, то тогда самолет стоит на земле и ждет запчастей, идет непредусмотренный ремонт. Вся критика, которая раздается в адрес ГСС, направлена, по сути, на то, чтобы производитель создал, наконец, эту систему послепродажного обслуживания», – сказал Б. Рыбак.

В пресс-службе компании «Гражданских самолетов Сухого» сообщили, что предположение о небезопасности самолета SSJ-100 абсолютно ложно. «SSJ-100 создан и испытан в соответствии с международными и российскими нормами летной годности, безопасность эксплуатации данного типа воздушного судна подтверждается сертификатом типа Авиационного регистра Межгосударственного авиационного комитета (АР МАК) и его валидацией Европейским агентством по безопасности полетов (EASA)», прокомментировали в ответ на запрос РЖД-Партнера.

В ГСС подчеркнули, что вопросы эксплуатации, озвученные авиакомпанией «Якутия», касаются послепродажного обслуживания двигателей SaM146: «Послепродажное обслуживание подразумевает плановую работу по поддержанию летной годности воздушного судна. Если требуется замена какой-либо детали или агрегата, то на данном самолете просто не будет выполняться коммерческий рейс с пассажирами до тех пор, пока такая деталь не будет заменена», – сообщили в ГСС.

Кроме того, добавили, что PowerJet не комментирует ситуацию с отдельными клиентами. Но отметили, что компания постоянно работает над усовершенствованием конструкции двигателя, решает возникающие проблемы и вносит улучшения. Кроме того, PowerJet наращивает мощности ремонтных цехов во Франции и в России, чтобы отвечать запросам эксплуатантов и улучшать показатели времени технического обслуживания. «С момента ввода в эксплуатацию в 2011 году SaM146 демонстрировал коэффициент технической готовности в 99,1%, то есть сопоставимый по уровню с коэффициентами всемирно известных двигателей», – заверили в пресс-службе ГСС.

Получить оперативный комментарий от представителей авиакомпании «Якутия» пока не удалось. РЖД-Партнер продолжит следить за ситуацией.
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ



Читайте также

  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions