+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
12.11.2019 09:26:23
Авиация / Комментарии
РЖД-Партнер

Чем грозит рынку космическая стоимость авиатоплива

Российская ассоциация эксплуатантов воздушного транспорта (АЭВТ) направила вице-премьеру РФ Максиму Акимову и главе Министерства транспорта РФ Евгению Дитриху письмо, в котором в качестве механизма сдерживания роста стоимости авиабилетов предложила снижение планки демпфера на авиакеросин с 48,3 тыс. до 40 тыс. руб. за 1 т – до уровня декабря 2017 года, когда цены на авиатопливо еще не демонстрировали прогрессирующего роста. Что сейчас происходит с ценами и, главное, кто отвечает за качество авиатоплива?
Волнительный рост

В середине августа министр транспорта РФ отметил, что за этот год авиа­керосин подорожает в целом на 30%, а дополнительные расходы перевозчиков составят порядка 50 млрд руб. Спустя пару недель замминистра финансов РФ Илья Трунин, выступая на заседании Государственной думы, сообщил, что рост цен на авиакеросин с начала года находится в пределах инфляции. Средняя цена за I полугодие была около 44–45 тыс. руб. за 1 т по сравнению с ценой в 32 тыс. в 2015–2017 гг. Цена поставки на экспорт в августе составляла около 43,7–43,9 тыс. руб. за 1 т.

Расходы авиакомпаний, соответственно, выросли. Ведущий авиаперевозчик страны, группа «Аэрофлот», объявляя свои финансовые результаты по МСФО за I полугодие текущего года, сообщил, что наиболее существенное влияние на затраты снова оказал рост расходов на авиатопливо. Они повысились на 15,4% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года за счет увеличения налета часов (на 12,2%) и стоимости топлива (на 4,5% в рублях).

Характеризуя тенденции развития отрасли, заместитель генерального директора по коммерции и финансам ПАО «Аэрофлот» Андрей Чиханчин отметил, что в целом год начался с сохраняющихся на высоком уровне цен на керосин. Но в II квартале ситуация несколько изменилась. «Стоимость керосина продолжила оставаться высокой в сравнении со средними историческими значениями, однако можно отметить первые признаки ее стабилизации: в июне 2019-го мы зафиксировали первое за почти 2 года снижение по отношению к аналогичному периоду прошлого года», – отмечал он.

По мнению руководителя российского сервиса продажи авиабилетов Biletik.aero Андрея Каймачникова, рост цен на авиатопливо продолжится. «По этой причине многие авиакомпании заняты поиском альтернатив и платят огромные деньги за разработку новых технологий. К примеру, KLM (Королевская авиа­ционная компания – нидерландский перевозчик) в этом году презентовала проект V-образного самолета. Считается, что его конструкция позволит снизить затраты на топливо», – говорит он.

Не исключает незначительного роста цен на авиакеросин до конца этого года и официальный представитель авиакомпании Smartavia. В то же время представитель компании Red Wings прогнозирует или стагнацию стоимости керосина в ближайшие месяцы (октябрь – декабрь 2019 г.), или небольшой рост в пределах 1–2%, указывая на отсутствие негативных факторов, запуск новых нефтеперерабатывающих заводов и текущую сезонность.

Менее оптимистично настроен руководитель направления мультимодальных перевозок FM Logistic Дмитрий Суховерша, замечая, что цены на нефть меняются как в большую, так и в меньшую сторону, но при этом стоимость дизельного топлива, бензина и авиационного керосина не снижается практически никогда.

Неоднозначные прогнозы

Авиатопливо – одна из самых затратных статей перевозчиков. Она составляет около трети стоимости билета. Соответственно, подорожание авиакеросина заставляет поднимать и планку стоимости авиабилетов.

В начале осени АЭВТ спрогнозировала рост цен на авиабилеты по итогам года на уровне 9–10%. В ответ на это в Федеральной антимонопольной службе (ФАС) России заявили, что основания для негативных прогнозов по росту стоимости авиабилетов отсутствуют, особенно с учетом того, что цены на перелеты формируются в рыночных условиях и зависят от платежеспособности граждан. Интересно, что за полгода до этого (в марте) ФАС по итогам проверки признала рост цен на авиабилеты из-за топливного сбора.

В целом же, по данным начальника департамента госполитики в области гражданской авиации Минтранса России Светланы Петровой, в I полугодии стоимость авиабилетов выросла на 7% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.

Для того чтобы как-то выравнять ситуацию с ценами на топливо, «Аэрофлот» с 1 июля повысил топливные сборы на некоторых рейсах. В частности, для внутри­российских рейсов сбор увеличится с 2465 до 2700 руб.

По прогнозу независимого эксперта Дмитрия Адамидова, до весны, скорее всего, серьезного подъема цен не будет. «С одной стороны, не позволят регулирующие органы, а с другой – наиболее эффективно повышать цены перед высоким сезоном», – отмечает он.

А. Каймачников полагает, что рост цен на топливо действительно повлияет на стоимость авиабилетов.

В чьих руках контроль?

Какие дополнительные факторы влияют на затраты авиаперевозчиков, а следовательно, и на цены транспортных услуг, а также изменилось ли качество топлива после отмены в середине 2015 года обязательной сертификации топливозаправочных компаний и лабораторий горюче-смазочных материалов (ГСМ)? Сейчас топливо допускается к заправке после жестких проверок со стороны нефтеперерабатывающих заводов, топ­ливозаправочных комплексов, аэропорта и авиакомпании – перед началом заправки «в крыло» на перроне. При несоответствии хоть одному показателю топливо к заправке не допускается. За нарушения предусмотрена уголовная ответственность.

Большинство экспертов сходятся во мнении, что об изменении качества топлива после отмены обязательной сертификации утверждать сложно. В прошлом году Росавиация и Минтранс не раз высказывались о необходимости ужесточения контроля за качеством авиационного топлива. Заместитель исполнительного директора АЭВТ Борис Шокуров считает возвращение обязательной сертификации ГСМ необходимым. Но подчеркивает, что вопрос не в сертификации как таковой, а в мерах надзора и контроля за обеспечением соответствия качества топлива установленным стандартам и нормам на всех этапах.

«Контроль должен осуществляться с двух сторон. Во-первых, со стороны государства – в виде свода норм, правил и требований. Во-вторых, качеством авиатоплива, используемого гражданской авиацией, безусловно, занимаются органы контроля и надзора в области гражданской авиации. Но сегодня нельзя сказать, что все брошено на самотек. Нет. Но этот вопрос не находится в системном кейсе, который понятен конт­ролирующим и надзорным органам плюс самим производителям авиационным ГСМ», – комментирует Б. Шокуров.

Сертификация равно качество?

Участники отрасли заботятся не только о безопасности полетов, но и о предотвращении дополнительных расходов. В случае если качество авиатоплива не соответствует требованиям, это ведет к выходу из строя агрегатов, необходимости их замены, ремонта, другими словами, к дополнительным расходам авиакомпании. Возвращение сертификации позволит сократить затраты на обслуживание бортов, а не только повысит безопасность полетов. «Низкое качество керосина создает серьезные проблемы для работы авиакомпаний: они вынуждены проводить техобслуживание бортов в 2 раза чаще, что приводит к увеличению стоимости обслуживания одного самолета на $70 тыс. Эти расходы авиаперевозчики вынуждены закладывать в цены авиабилетов. Создание системы контроля качества топлива, на мой взгляд, необходимо в гражданской авиации», – говорит независимый эксперт Алексей Тузов.

В авиакомпании Red Wings обязательную сертификацию называют дополнительным критерием, влияющим на качество продукта. В ситуации с ГСМ тоже. Несмотря на все аргументы за возвращение сертификации, по мнению ряда других экспертов, одна она, скорее всего, не даст гарантий качества и приведет к удорожанию ГСМ. И в итоге это ощутит на себе конечный потребитель. Более действенным называется комплекс мер, предусматривающий не только сертификацию, но и значительное ужесточение персональной ответственности руководителей и собственников компаний – поставщиков некачественных ГСМ и тем более сертифицирующих органов.

В «Роснефти» отказались давать прогноз о ценах на авиатопливо и рассуждать на тему качества ГСМ в нынешних условиях. При этом ранее в компании заверили, что отмена сертификации никак не повлияла на схему ее работы на рынке авиатоплива: его качество контролируется на НПЗ, на объектах авиатопливообеспечения, в испытательных лабораториях.

Как поддерживать отрасль?

Как уже было сказано, с 1 августа заработал демпфер на керосин. Этот механизм, по планам правительства, должен помочь сдерживать цены на билеты в условиях резкого роста стоимости топлива. Он позволяет перевозчикам получить компенсации, если экспортная цена (с учетом затрат на логистику) превысит 48,3 тыс. руб. за 1 т.

Еще один возможный вариант – увеличение размера господдержки на выполнение программы субсидируемых региональных авиаперевозок. «Алроса» в начале лета заявила о том, что считает это целесообразным и необходимым. «Идет опережающий рост затрат, который не покрывается доходами авиакомпаний. Мы не можем переложить увеличение расходов на пассажира, это может привести к снижению спроса на авиаперевозки. Увеличение субсидий не содержит рост расходов», – сказал заместитель генерального директора авиакомпании Игорь Хороших.

В начале октября авиаперевозчики предложили правительству несколько сценариев, позволяющих стабилизировать их финансовое состояние и не допустить резкого подорожания цен на услуги. В письме, которое АЭВТ направила М. Акимову и Е. Дитриху, перевозчики просят снизить планку демпфера с 48,3 тыс. до 40 тыс. руб. за 1 т. В Минтрансе такое предложение поддержали и, более того, заявили о намерении внести изменения в Налоговый кодекс, предусматривающие снижение условного значения средней оптовой цены реализации авиационного керосина.

Добавим, что президент РФ Владимир Путин поручил выделить из резервного фонда правительства до 1 нояб­ря средства авиакомпаниям на компенсацию растущей стоимости авиатоплива.
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.




Читайте также

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions