+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
17.02.2016 15:45:59
Авто / Новости
РЖД-Партнер

Дорожные проекты есть, ремонта автотрасс нет

Ситуация, связанная с процедурами взимания платы за проезд большегрузов по федеральным автодорогам через систему «Платон», остается напряженной. С владельцев грузовиков массой свыше 12 т государство берет слишком тяжелую дань, а на дорогах ничего при этом не меняется.
 

Надежды на лучшее развеял ветер перемен

Масла в огонь подлило сообщение о том, что на средства от «Платона» претендует госкомпания «Автодор», которая ведает строительством платных магистралей в РФ. Опросы показывают, что большинство участников рынка в связи с этим недоумевают: почему деньги в казну взимают за пользование бесплатными федеральными автодорогами, а сооружать на них собираются новые платные трассы?

Причем в эти объекты предлагается вложить ко всему прочему еще и средства из бюджетов регионов, на территории которых они будут расположены. А ведь ранее шла речь об улучшении состояния тех самых магистралей, которые разрушают тяжеловесные грузовики.
«Было заявлено, что фуры наносят вред дорогам общего пользования. А также озвучена простая схема: сломал – заплати, – говорит дальнобойщик Александр Наместников. – Средства в итоге поступили, но ни разу не было заявлено, что они пойдут на тот самый ремонт».

Вместо этого в Росавтодоре теперь говорят о том, что благодаря «Платону» у государства наконец-то появилась возможность претворять в жизнь инициативы регионов, у которых без дополнительного источника финансирования не было шансов на реализацию своих проектов исключительно за счет бюджета субъекта Российской Федерации. И как выясняется, все это теперь предполагается сделать в рамках проектов ГЧП. Иными словами, за плату…

Дороги не стали лучше

При Минтрансе создана рабочая группа. Она регулярно собирается. На совещаниях присутствуют представители ритейла, крупных грузоотправителей, транспортных и логистических компаний. Однако если изучить протоколы по их итогам, то там до сих пор нет целого ряда ключевых моментов.

Во-первых, не обсуждались критерии, которым должны соответствовать объекты инфраструктуры, при сооружении которых будут использоваться средства от «Платона».

Во-вторых, Росавтодор регулярно сообщает о пополнении копилки «РТ-Инвест Транспортные системы», компании-оператора по сбору средств, а до сих пор нет регламентов расходования накоплений. Получается, что деньги оставляют лежать без движения на долгий срок. Они будут обесцениваться. Или их кто-то за год все-таки прокручивает?

В-третьих, нет и процедур отбора проектов. Есть лишь одни обещания рассмотреть их на правительственной комиссии примерно в октябре 2016-го. Причем если в этом году успеют отобрать 5–7 проектов, то приступить к ним смогут не раньше весны 2017-го. Если, конечно, будет выполнено проектирование и геодезические изыскания, а подрядчики успеют закупить к началу дорожно-строительного сезона стройматериалы и завезти технику.

На дорогах – тонны поборов

По данным специалистов, значительная часть владельцев тяжеловесного подвижного состава убеждена, что система «Платон» – коррупционная. И в этом дальнобойщиков сложно переубедить.

Именно они составляют основу довольно солидной части автоперевозчиков, которые упорно продолжают игнорировать плату за проезд по федеральным автодорогам. В Росавтодоре, видя это, пытаются усилить весовой контроль на ключевых трассах. В текущем месяце проводится очередная кампания по борьбе с нарушителями правил автоперевозок.

В частности, с 1 по 10 февраля 2016 года при контроле перевозок крупногабаритных и тяжеловесных грузов на стационарных пунктах весового контроля, расположенных на федеральных автодорогах, было выявлено 69 384 факта проезда с нарушением весовых параметров, из которых 12 554 – со средним превышением допустимой массы более чем на 50%.

В мае к подобным штрафам добавят еще и суммы, которые взыщут автоинспекторы за проезд без оплаты за пользование федеральными трассами через систему «Платон».

При этом дальнобойщиков попытались утешить предложением, что и штрафы с них также могут пойти на ремонт дорог. Речь идет о том, чтобы поступления от системы «Платон», за нарушения правил движения и использование платных парковок вместе с деньгами от аренды придорожных земельных участков направить на ремонт дорог.

Правда, сначала придется принять поправки к Бюджетному кодексу РФ. В Минтрансе полагают, что они могут вступить в силу в январе 2017 года. При этом попутно предложено сохранить транспортный налог.

Добавим, что сейчас средства на содержание дорожной инфраструктуры выделяют из федерального бюджета. Плюс поступления от акцизов на горюче-смазочные материалы. И все равно не хватает.

Вместе с тем нагрузка на бюджет автоперевозчиков растет. А сбалансированных решений по ее гармонизации так и не принято. Предложения, которые рассматривались рабочей группой Минтранса, носят промежуточный характер.

Бездонная бочка «Платона»

Еще один повод для недовольства дает нестабильная работа «Платона». Причем оператор в последнее время создает дополнительные неудобства для автоперевозчиков.

В частности, с 15 апреля 2016 года он снизит срок действия маршрутных карт с 30 до 7 дней. «Статистика первых месяцев работы системы показывает, что среднее время использования маршрутных карт не превышает 7 суток. Чаще их используют в течение 1–3 дней. Помимо этого, уменьшение срока действия карт продиктовано обращениями пользователей, которые часто сталкиваются с необходимостью изменения маршрута. На большие расстояния гораздо удобнее для перевозчика оформлять несколько маршрутных карт на короткие отрезки пути с меньшим периодом действия, что позволит легко и удобно отменять и переоформлять карты только на часть пути, а не на весь маршрут», – пояснил коммерческий директор ООО «РТ-Инвест Транспортные системы» Антон Замков.

Мировой опыт показывает, что пользователи постепенно переходят на бортовые устройства для внесения платы. По запросам зарегистрированных пользователей оператор системы «Платон» выдал 220 тыс. бортовых устройств. Это означает, что ими сейчас снабжена лишь 1/5 парка большегрузов. Остальные желающие их приобрести владельцы подвижного состава вынуждены покупать маршрутные карты. И вот теперь их срок действия ограничивают, объясняя тем, что, дескать, так удобнее пользователям. Очевидно, так проще оператору. Но это мало кого волнует.

Между тем инвестиции в этот проект – астрономические. По договору на содержание «РТ-Инвест Транспортные системы» претендует на 10,6 млрд руб. в год из тех самых средств, собранных за проезд.

Александр Солнцев 

Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ



Читайте также

  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions