Беспробежная Россия
В начале этой недели петербургский завод Hyundai сообщил о приостановке производства. Как сообщает пресс-служба компании, на такой шаг завод пошел в связи с нехваткой комплектующих. Причиной назван сбой в глобальных логистических цепочках и перебои в поставках автокомпонентов.
Сегодня сообщение о приостановке производства автомобилей на заводе в Подмосковье выдал Mercedes-Benz. Заявлено также о прекращении поставок легковых и малотоннажных машин на российский рынок.
Действия иностранных автоконцернов не могут не отразиться на динамике всего российского авторынка, рассказывают РЖД-Партнеру участники рынка.
«Прекращение поставок авто может привести к росту стоимости тех моделей, которые находятся в резервных запасах дилерских центров. Цена оставшихся на рынке России автомобилей немецких, шведских, японских и американских брендов с большой долей вероятности возрастет к концу марта на 10–20%. Ситуация на рынке новых автомобилей повлияет и на стоимость автомобилей с пробегом. Их цена также увеличится, поскольку россияне будут воздерживаться от продажи своего автомобиля в сложной экономической ситуации», – добавляют в пресс-службе ГК «АВТОDОМ».
В Россию уже не завозят подержанные автомобили с японских аукционов. Причина – в разнице валют. Японцы не принимают ставки от россиян.
«Рубли они не берут, а мы не можем купить наличные иены, так как российские банки транзакции в требуемой инвалюте провести не могут», – рассказали РЖД-Партнеру игроки на автоаукционах Японии.
Эксперты рынка не исключают, что освободившееся место на российском автомобильном рынке, вполне возможно, займут автопроизводители из Китая и Кореи. Однако производители из Азии не смогут восполнить дефицит запчастей к автомобилям, произведенным в других частях света – Европе и Америке.
«Приостановка поставки комплектующих может повлиять на авторынок уже через месяц. До последнего момента дилеры из России сотрудничали с иностранными поставщиками, которые обеспечивали производство запчастей. Китай частично сможет заменить оригинальные запчасти, но даже в этом случае европейские и американские автомобили будет сложно обслуживать», – рассказали РЖД-Партнеру в пресс-службе ГК «АвтоСпецЦентр».
Не сделано в России
Доля импортных машин на российском рынке составила в 2021 году 18%, или 271 тыс. ед., такие данные приводит «Автостат». В основном это авто из Китая (58 тыс.), Японии (56 тыс.) и Германии (34 тыс.). Из них 82%, или 1,2 млн, машин от иностранного производителя собраны в России.
К началу 2022 года на 13 российских предприятиях производилось 58 марок автомобилей. В основном это крупноузловая сборка из импортных комплектующих. Хотя участники рынка подчеркивают, что степень локализации в последние годы значительно выросла. Правда, до полностью отечественного автомобиля дело пока не дошло. Даже последние модели АвтоВАЗа реализуются в тесном сотрудничестве с Renault-Nissan.
Из-за санкций Россия лишится более 441 тыс. автомобилей, а это четверть рынка, констатируют эксперты «Автостата». Уже в 2022-м российский авторынок сократится до 1 млн автомобилей в год. Европа тоже переживает отрицательную динамику, но в отличие от России здесь не снижение предложения, а снижение спроса, рассуждают эксперты РЖД-Партнера.
«На авторынке прогнозируется некоторое снижение спроса, потребители сейчас откладывают покупку. Авторынок в Европе начал год с низких показателей – продажи легковых автомобилей по итогам января упали на 2,4%», – добавляют в пресс-службе ГК «АвтоСпецЦентр».
Правда, в Европе спрос на автомобили с двигателями внутреннего сгорания снижается по плану правительства – автомобилисты Евросоюза переходят на экологичный транспорт. Еще в феврале эксперты рассказывали РЖД-Партнеру о планах европейских производителей по локализации производства электрокаров и в РФ.
«В России не локализовано производство электромобилей. Да и планы на 2022-й, вероятно, изменят и перенесут. Итоги конкурса на заключение СПИК4, необходимые для начала разработки и выпуска электромобилей, должны быть подведены 5 марта, об изменении даты не сообщалось. Если производители из КНР начнут сотрудничество с российскими, то на рынке могут появиться такие электрокары, как Chery, Geely, Roewe, BYD», – продолжают в пресс-службе ГК «АвтоСпецЦентр».
Доля электрокаров в России составляет 0,4% от всего российского автопарка. Все они – автомобили иностранного производства. В ближайшие несколько лет увеличение их доли на российских дорогах маловероятно в связи с осложнением геополитической ситуации, объясняют в пресс-службе ГК «АВТОDОМ».
«Хотя в настоящее время российский авторынок находится под влиянием внешнеполитических процессов, его участники начали процесс адаптации к изменившимся условиям ведения бизнеса», – резюмирует участник рынка.
Ищите, кому выгодно
«Приостановка поставок автомобилей отрицательно скажется на самих американских и западноевропейских автопроизводителях. В случае ухода из России они рискуют потерять один из рынков сбыта с высоким потенциалом. Зарубежные производители в будущем могут потерять инвестиции, вложенные в создание сборочных узлов на территории РФ», – рассказывают в пресс-службе ГК «АВТОDОМ».
В 2014 году такое уже было. Тогда General Motors объявил об уходе с российского рынка. Но через три года компания вернулась «с черного хода». Автоконцерн создал на узбекском заводе бюджетную марку Ravon.
Да и сегодня, в 2022 году, японская Toyota не готова объявить об уходе из России навсегда. Компания оправдывает остановку конвейера хакерскими атаками и сбоями в логистике.
Автор: Алена Алешина
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.