+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
26.02.2019 17:00:00
5 O'Clock
РЖД-Партнер

О кошельке, ВСМ и облаках за окном самолета

Заглянул в свой кошелек и приятно улыбнулся: мягкий, кожаный, тугой. И явно не пустой. Подумалось: «А все ли умеют считать деньги?» Погуглил в поисках ответа. И мой любимый ноутбук меня озадачил: высветил кучу сайтов, с которых прямо-таки кричат: «Нет! Абсолютно не умеем!» И в качестве доказательства виртуальные советники просят вспомнить свои траты. Ну вот куда ушли на этой неделе деньги? «Не помню. Хоть убей! Словно между пальцев», – будет типичный ответ.
Типичный, пожалуй, для российского обывателя. Он хочет все и сразу. А вот в Америке не так.

В отличие от нас американцы – жуткие прагматики. Вот спрашиваю одного своего знакомого логиста: «У вас же куча цифровых сервисов? Бери мобильник и плати по нему. Мобильный банк и прочее. Но почему же вы же не спешите всем этим пользоваться. Это же инновации! – Ну и какая лично мне от этого выгода?» – удивленно вскинул брови собеседник.

Тут уже я впал в ступор, вспомнив, с каким восторгом в магазине за батон расплачивался парень с помощью новомодного гаджета, всем своим видом подчеркивая, дескать, вот я какой крутой. А вот с точки зрения американца, он глупый: ведь оператору связи за транзакцию деньги переплатил. Американец и пальцем не пошевельнет, чтобы установить программку на свой смартфон для оплаты, пока эта самая игрушка ему не позволит извлечь из электроники какую-нибудь скидку.

И чем богаче американец, тем глубже у него сидит в голове такой подход относительно собственной материальной выгоды. Вот, скажем, прелюбопытная загадка: почему в США не спешат строить новые железнодорожные высокоскоростные магистрали? Чего только нет, казалось бы, в Америке. Да все есть. Ан нет, не строят они ВСМ. Всему миру американские консультанты советуют это делать. А в США высокоскоростной железнодорожный транспорт практически не развит. Функционирует лишь одна ВСМ Вашингтон – Бостон, проходящая через Филадельфию и Нью-Йорк, хотя развитие высокоскоростных железных дорог США начали наравне с другими странами.

В прошлом году ситуацию вроде бы взялись переломить с помощью нового проекта. Однако в феврале текущего года губернатор Калифорнии объявил о сокращении проекта Калифорнийской ВСМ. Почему? Ну, проект будет стоить слишком дорого. А еще проект недостаточно прозрачен. Читай между строк: нет гарантий, что затраты окупятся. И теперь магистраль выходит укороченной – от Калифорнийской до Силиконовой долины. Короче, дорога для состоятельных любителей инноваций. В расчете, стало быть, на туристов и иностранцев.

Губернатору пришлось изрядно повертеться под насмешками репортеров, которые окрестили новую ВСМ дорогой в никуда. Как же в никуда – в эту самую Силиконовую долину. Контрактом занимается дочерняя компания немецкого железнодорожного концерна Deutsche Bahn AG в США: ведет проектирование, потом построит первый участок ВСМ и займется его оперированием. А дальше практичные американцы посмотрят, как дела у немцев пойдут. Флаг им силиконовый в руки.

В чем же причина такого поведения?

За разгадкой заглянем в Китай. Там ВСМ – предмет национальной гордости. Правда, ни на одной из конференций, где обсуждали транспорт будущего, от представителей этих самых магистралей так и не смогли добиться ответа: так окупились затраты на подобного типа сообщение в Поднебесной или нет? Руководство страны сказало: надо строить. И политическая воля явила чудеса техники стоимостью несколько триллионов долларов.

Правда, как свидетельствует статистика, ВСМ в КНР с каждым годом все больше перетягивают на себя поток пассажиров, которые летают самолетами. Это зафиксировано, в частности, в недавнем отчете The Future of Rail Opportunities for energy and the environment Международного энергетического агентства. Китай, стало быть, по-своему подходит к вопросу мудро: он не скупится на ВСМ, но экономит на самолетах.

Зато в США убеждены: самолеты выгоднее ВСМ – для них не требуется землеустройство трасс под магистрали и содержание колоссальной по стоимости инфраструктуры для их эксплуатации. Если грамотно подходить к развитию аэропортовой инфраструктуры и не перегружать ее избыточными проектами под соусом обеспечения безопасности (как это делают, например, в РФ), то авиасообщение приносит прибыль. К тому же в США серийно выпускают «Боинги», от чего образуется еще и мультипликативный эффект. А вот доход от ВСМ представляется американцам сомнительным. Точно так же, как и гиперлуп. Пусть его сначала внедрят где-нибудь в Индии.

Да что это я все про американцев рассуждаю? Вот же новость из Европы. В Министерстве инфраструктуры и транспорта Италии признали проект строительства ВСМ Турин – Лион (TAV) экономически невыгодным. Таков вердикт по итогам экспертной оценки соотношения стоимости проекта и его последующих преимуществ. Причем сумма неустойки концессионерам получается меньше убытка от дальнейшего строительства ВСМ. Официально правительство еще не приняло решения о судьбе ТАV, но, как известно, под давлением одной из двух правящих партий – «Движение «5 звезд» – склоняется к отказу от него.

Похоже, итальянцы тоже готовы летать самолетами за 6 часов и две сотни евро за билет. Что может им предложить ВСМ? Да почти то же самое (если рассматривать прямые авиарейсы лоукостерами без перекладных). Правда, в качестве удовлетворения итальянцы смогут утешиться мыслью о том, что они внесут свой вклад в защиту планеты от парниковых газов. Ведь, как утверждают в ЕС, там, где не строят ВСМ, жгут самолетами керосин и наносят непоправимый ущерб экологии. Если это так, то в ЕС следует срочно искать дотации на ТАV. На столь благородную цель для итальянцев, полагаю, просто необходимо скинуться всем налогоплательщикам Европы.
Но главное, что необходимо посоветовать европейцам, – это не делать так, как жаждут поступить в России, где планируют сразу на одном маршруте и ВСМ, и аэропорты, и скоростные автодороги. У нас бы еще и телепортационную систему могли к этому набору добавить, да технологии пока не позволяют в таком формате деньги оцифровывать.

Американцам, конечно же, подобный совет вообще не потребуется: они же прагматики. Они же умеют считать.
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ



Читайте также

  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions