• Ставка на полувагон
    1854
    -2.2 %
    руб./сут.
    октябрь 2019
  • Индекс качества II КВАРТАЛ 2019Г. - 64 балла
  • Финансы USD ЦБ РФ 64.35 0.09 EUR ЦБ РФ 71.05 0.2
    BTC 8066.46 usd BTC 516656.76 rub
+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
11.09.2018 17:00:00
5 O'Clock
РЖД-Партнер

Новый шелковый путь: Данайцев просят не беспокоиться

Восточный экономический форум, открывшийся сегодня во Владивостоке, – это, естественно, не просто масштабное мероприятие с почти вселенским размахом, но в первую очередь насыщенная деловая программа, переговоры и подписание различных соглашений и договоров, прежде всего, с нашими восточными соседями. Между тем самый большой и влиятельный из них буквально на днях отметил значимый юбилей. Ровно 5 лет назад в Казахстане китайский лидер Си Цзиньпин официально объявил о старте глобальной инициативы "Один пояс – один путь". Тогда говорилось о сумме в $26 трлн необходимых инвестиций, при этом планировалось привлечь инвесторов из разных стран. Но 5 лет показали, что практически во всех случаях проекты кредитовал только Китай.
Новый шелковый путь: Данайцев просят не беспокоиться
Мировая пресса очень активно комментирует это событие. Единодушно отмечается, что данный проект означает не только поддержку Китаем инфраструктурных проектов в целом ряде стран Азии, Африки и Европы, которые лежат на пути китайских товаров, но и является ярчайшим примером глобальной экспансии китайских инвестиций, технологий, рабочей силы и в конечном счете китайского влияния на экономические и, возможно, политические процессы по всему миру. И это у многих вызывает не только умиление, но и беспокойство.

При проведении политики в рамках данной инициативы китайская сторона придерживается нескольких важных принципов, которые партнерам необходимо иметь в виду. В упрощенной форме они выглядят примерно так. Первое – налицо масштабность финансовых ресурсов. При необходимости вам дадут столько денег, сколько нужно, и даже немножко больше. При этом, в отличие от западных финансовых институтов, ограничений на предоставление кредитов значительно меньше, да и цена денег тоже меньше. Но много условий другого рода: технологии и продукция при реализации конкретного продукта должны быть китайскими, поставщики и подрядчики – тоже, рабочая сила нередко китайская. То есть перед нами – создание некого комфортного китайского мира внутри государства-партнера, когда этот партнер получает за свои деньги определенный объект и больше ничего, поскольку ни технологии, ни новые рабочие места не создаются. И прекрасно, если ты можешь за него расплатиться и вернуть кредитные деньги. Если нет, тоже ничего страшного, начинается процесс реструктуризации долга, но вот что ждет должника в конце пути, пока можно только предполагать. Еще раз повторяю: модель упрощенная, понятное дело, мир не состоит из двух красок, существуют полутона, но направление примерно такое. При этом отмечается, что китайские управленцы при ведении переговоров очень хорошо ориентируются в местной среде и условиях и фактически безошибочно определяют те точки у партнера, на которые нужно направить свое внимание, чтобы добиться нужного результата.

Первые 5 лет реализации данного проекта выявили несколько групп стран с неодинаковыми, прямо скажем, результатами. К первой относятся благополучные ребята: проект согласовали, кредиты получили, платежеспособность нормальная, стройка в разгаре или закончилась, все довольны. Ко второй – те, кто увяз в этой истории. Или проект оказался не очень нужным, или желание получить деньги оказалось сильнее возможностей их вернуть (деньги хоть и дешевые, но это кредиты). К третьей группе относятся страны, которые на каком-то этапе осознали, что что-то пошло не так и решили сойти с поезда под названием "Новый шелковый путь". И четвертая группа – это те, кто желает приобщиться к общему делу.

Кто есть кто – понятно из сообщений только последней недели. В специальном докладе "Изучение долговых последствий инициативы "Один пояс – один путь" с точки зрения политики", подготовленном группой экспертов, говорится, что в опасной долговой зависимости (используется термин "ловушка") оказалось уже 23 государства, среди которых Пакистан, Монголия, Черногория, Таджикистан, Киргизия и группа африканских государств. В другой новости Лаос и Камбоджа называются дочерними структурами Китая, поскольку их долговая нагрузка значительно превосходит их возможности по его выплате и обслуживанию. Китайская пресса сообщает о том, что Китай реструктурирует долг Эфиопии в размере $4 млрд, которые были взяты на строительство железнодорожной ветки между Аддис-Абебой и Джибути. Другие долги, а всего Эфиопия взяла уже $12 млрд, тоже могут быть реструктурированы. В сентябре Малайзия вышла из проекта, отменив строительство железной дороги стоимостью $20 млрд. Ранее власти Таиланда, Танзании, Шри-Ланки и Непала поспешили отменить дорогостоящие проекты, заявив, что они ничего не приносили государству – участие местных подрядчиков было практически невозможным. Шри-Ланка вообще вынуждена была отдать за долги Китаю порт Хамбантота. Также говорилось о том, что конечная цель проекта – укрепление китайского влияния в этих странах. В сентябре Алжир присоединился к совместной работе в рамках проекта "Один пояс – один путь". Соглашение было подписано в рамках визита представителей африканских стран в Китай. Глава Китая Си Цзиньпин заявил, что в ближайшие 3 года Китай предоставит африканским странам кредиты на сумму $60 млрд. При этом отмечается, что речь идет только об инфраструктурных проектах и об обмене опытом, вмешиваться в политику Китай не планирует.

Такая вот информационная палитра. На все вкусы. Кто-то может говорить о возможностях, кто-то – о бесплатном сыре. Люди с мышлением более поэтическим могут вспомнить Вергилия. Мне лично эта знаменитая речь Лаокоона кажется более уместной в переводе В. Брюсова и С. Соловьева. Не так архаично, зато жизненно.

        Иль заключенные в сем скрываются древе Ахивы, 
Иль создана на погибель стен наших эта громада, 
Чтоб наблюдать за домами и сверху рухнуть на город, 
Иль здесь иной скрыт обман: коню, о Тевкры, не верьте. 
Что тут ни есть, боюсь Данаев я и дары подносящих!

Весь этот разговор понятно к чему. Китай – наш ближайший и близкий партнер. Сотрудничество расширяется, в том числе и в сфере развития инфраструктурных и логистических проектов. Ведутся переговоры, готовятся и заключаются соглашения. Внимательнее надо быть и, уместно будет сказать, бдительнее. И еще про национальные интересы. Мы, конечно, не Шри-Ланка, но все же... Прочитал новость коллеги о том, что китайская компания собирается взять в аренду на Дальнем Востоке 100 тыс. га земли для выращивания сои и другой сельхозпродукции, и захотелось выяснить подробности. Почему-то кажется, что будь это европейская или, боже упаси, американская компания – вопрос уже вовсю обсуждался бы где-нибудь в Государственной думе. А так – просто новость.
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.
На ту же тему
РЖД-Партнер

В двух шагах от красной черты

В двух шагах от красной черты
Каждый год с вагонами у нас беда: то дефицит – грузить не во что, то профицит, от которого сеть задыхается. Все равно что стихийное бедствие. Хотя оно предсказуемо. И соломку можно подостлать заранее, не дожидаясь, пока гром грянет.
РЖД-Партнер

Питерское метро: как бы чего не вышло...

Питерское метро: как бы чего не вышло...
Так получилось, что большую часть своей жизни я проживаю в Питере на проспекте Славы – как раз напротив того места, где сегодня произошло уникальное во всех смыслах событие. Горемычную станцию планировалось торжественно, со всеми атрибутами, открыть, но в результате… она так и  не была открыта.
РЖД-Партнер

Квантовый скачок РЖД

Квантовый скачок РЖД
Когда речь идет о распределенной сети коммуникаций в масштабе страны, то понятно, что возникает желание прокачивать Большие данные по ней быстрее и лучше защитить ее от взлома. Традиционные системы, говорят, имеют уязвимости. Поэтому сейчас взоры обращены на квантовые технологии.

Выставка Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум
Индекс цитирования

Copyright © 1998-2019 ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions

beylikduzu escort