+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
21.06.2024 17:33:52
ЖД Транспорт / Обзоры
РЖД-Партнер

Для загрузки Севморпути необходимо развивать минерально-сырьевую базу

Ситуация обсуждалась на круглом столе «Вопросы геологического изучения недр, их использования, учета участков недр, воспроизводства минерально-сырьевой базы РФ».
Для загрузки Севморпути необходимо развивать минерально-сырьевую базу

Арктическая зона дает России порядка 80% добываемого газа, почти 1/5 нефти, и эта доля будет наращиваться, говорит советник гендиректора «Росатом» Александр Крутиков. Однако по твердым полезным ископаемым добыча крайне низкая, хотя в Арктике сосредоточено 61% запасов редкоземельных металлов, 49% - олова, около 50% меди, 20% - титана, 22% - серы.
Добыча тех же редкоземов в абсолютных показателях мизерная. «РФ продолжает закупать редкоземельные металлы в Китае и других странах. Мы не обеспечиваем своим сырьем экономику, притом что своих запасов более чем достаточно», - подчеркнул А. Крутиков.
Твердые полезные ископаемые могли бы дать ежегодный прирост к перевозкам по Северному морскому пути до 20 млн т ежегодно. Причем транспортировка по арктическому маршруту для недропользователей может быть выгодна. Самая эффективная перевозка по Севморпути сегодня у «Норникеля», уточнил представитель «Росатома»: цена логистики в себестоимости его грузов минимальная, поскольку продукция является высоко маржинальной, особенно на внешних рынках.

Системный подход

Однако, если взять минерально-сырьевые центры в арктической зоне от Мурманской области до Чукотки включительно, то из 11 таких центров только три (Мурманск, Норильск, Воркута) работают с более-менее полной отдачей, добавил он.
«Потому что вся инфраструктура была создана в советское время, и она создавалась опережающим темпами», - обратил внимание спикер.
Конечно, ситуация не стоит на месте. В настоящий момент в процессе создания и выхода на расчетные мощности такие крупные проекты, как «Арктик СПГ», «Восток Ойл», ГОК «Баимский». Вместе с тем для их реализации применялись индивидуальные подходы, тогда как нужны системные решения, считает А. Крутиков.
«Давайте индивидуальную практику сделаем системной. Нужно системное регулирование комплексного развития минерально-сырьевых центров», - заявил он.
При этом, добавил спикер, государство намерено вложить в инфраструктуру Севморпути 600 млрд руб. Определенные капвложения предусмотрены со стороны «Росатома» и других инвесторов.

Копать нужно глубже

Для эффективного недропользования важно активизировать геолого-разведочные работы. До настоящего времени широко используются данные геологоразведки, накопленные еще в советское время. Сами недропользователи, как правило, занимаются изучением территорий, ближайших к осваиваемым месторождениям.
Геологоразведка требует больших финансовых затрат и времени, но этот вызов нужно принять. По словам сенатора Александра Жукова, наличие минеральных ресурсов в недрах останется одним из важнейших конкурентных преимуществ российской экономики.
На правительственном уровне будут внесены коррективы в Стратегию развития минерально-сырьевой базы РФ до 2035 года, в том числе предусматривающие ее продление до 2050 года. Акцент предполагается делать на актуализацию положений, касающихся проведения геолого-разведочных работ и переработки дефицитных полезных ископаемых, уточнил сенатор.
Причем ограниченность запасов минерального сырья на территории суши предопределяет новые направления поисков, разведки и освоения полезных ископаемых на континентальном шельфе РФ и в районах мирового океана.
Шельф является одним из наиболее перспективных объектов для добычи полезных ископаемых, но чтобы здесь получить заметный результат, нужно восстанавливать специализированный флот.
Кроме того, действующие научно-исследовательские суда должны иметь твердые заказы, подчеркивает генеральный директор АО «МАГЭ» Алексей Казанин. По его словам, в этом году ни одна единица флота не выйдет на геологоразведочные работы, тогда как ежегодное обслуживание одного судна обходится в 200-300 млн руб. При этом введенные санкции не дают возможности работать с иностранными заказчиками, что усугубляет ситуацию. В этой связи крайне важно поддержать отечественных специалистов и сохранить собственный спецфлот.
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.




Читайте также

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions