Например, сейчас грузовик, который курсирует между Москвой и Новосибирском, имеет стоимость фрахта от двери до двери 65 тыс. руб. При этом такая перевозка генерирует выбросов парниковых газов на 40 тыс. руб. И за это придется платить государству. Если же учитывать все негативные факторы, связанные с такой перевозкой, то это перевесит 100 тыс. руб. (обеспечение безопасности на дорогах, шум, другие вредные выбросы, кроме СО2). Так, может быть, государство найдет способ субсидировать контрейлерные перевозки? И тем самым будут, по сути, сокращены затраты на компенсацию вреда, который наносит фура на длинном плече?
Какие еще могут быть способы для стимулирования снижения карбонового следа на железнодорожной сети? Наверное, стоит вспомнить, что в Швеции железнодорожный перевозчик имеет зеленую карту. Это дает ему право претендовать на то, что средства, которые будут поступать от политики декарбонизации в бюджет, могут быть направлены в инвестиции в модернизацию железнодорожной сети. Аналогичным образом могут поступать и в РФ, стимулируя приток грузов на РЖД. Причем уголь не должен быть исключением: это типичный железнодорожный груз во всем мире. Подобные перевозки обеспечивают маржинальность и устойчивость работы железнодорожной сети в целом.
Соответственно вопрос следует ставить не о замещении погрузки угля, объемы которого востребованы на рынке, а о балансе между автомобильным и железнодорожным транспортом. Иными словами, сколько и каких грузов может быть переключено на железнодорожную сеть с автодорог? В ЕС доля железнодорожного транспорта в общей структуре перевозок – 18%, а автотранспорта – почти 70%. Парижский меморандум подтолкнул ЕС к принятию программы, реализация которой обеспечит повышение доли железных дорог до 30%, что позволит снизить на 300 млн т парниковые газы, а общая польза для населения от этого составит €100 млн. Аналогичные программы могут быть приняты и в РФ, хотя здесь доля железнодорожного транспорта выше. Но это не мешает поставить соответствующие цели и выполнить соответствующие расчеты. Эти средства можно вложить в развитие инфраструктуры, которая будет способствовать в том числе расширению контрейлерных перевозок.