• Ставка на полувагон
    1138
    1.7 %
    руб./сут.
    сентябрь 2021
  • Индекс качества II КВАРТАЛ 2021Г. - 64 баллa
  • Финансы USD ЦБ РФ 73.01 0 EUR ЦБ РФ 85.68 0
    BTC 42669.04 usd BTC 3102892.59 rub
+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
01.07.2021 10:09:49
ЖД Транспорт / Мнения
РЖД-Партнер

Железнодорожные перевозки как способ декарбонизации экономики

Политика, проводимая ЕС в сфере декарбонизации экономики, способствовала переключению части грузопотоков с автомобильного на железнодорожный транспорт. Этому способствовало, в частности, развитие контрейлерных перевозок. Однако сейчас, например, некоторые европейские железнодорожные перевозчики работают в минус при организации контрейлерных перевозок, чтобы привлечь грузопотоки. И сознательно идут на это, рассматривая такие перевозки как инвестиции в будущее.
Железнодорожные перевозки как способ декарбонизации экономики
Конечно, следует иметь в виду: железнодорожники должны каким-то образом это компенсировать.

Например, сейчас грузовик, который курсирует между Москвой и Новосибирском, имеет стоимость фрахта от двери до двери 65 тыс. руб. При этом такая перевозка генерирует выбросов парниковых газов на 40 тыс. руб. И за это придется платить государству. Если же учитывать все негативные факторы, связанные с такой перевозкой, то это перевесит 100 тыс. руб. (обеспечение безопасности на дорогах, шум, другие вредные выбросы, кроме СО2). Так, может быть, государство найдет способ субсидировать контрейлерные перевозки? И тем самым будут, по сути, сокращены затраты на компенсацию вреда, который наносит фура на длинном плече?

Какие еще могут быть способы для стимулирования снижения карбонового следа на железнодорожной сети? Наверное, стоит вспомнить, что в Швеции железнодорожный перевозчик имеет зеленую карту. Это дает ему право претендовать на то, что средства, которые будут поступать от политики декарбонизации в бюджет, могут быть направлены в инвестиции в модернизацию железнодорожной сети. Аналогичным образом могут поступать и в РФ, стимулируя приток грузов на РЖД. Причем уголь не должен быть исключением: это типичный железнодорожный груз во всем мире. Подобные перевозки обеспечивают маржинальность и устойчивость работы железнодорожной сети в целом.

Соответственно вопрос следует ставить не о замещении погрузки угля, объемы которого востребованы на рынке, а о балансе между автомобильным и железнодорожным транспортом. Иными словами, сколько и каких грузов может быть переключено на железнодорожную сеть с автодорог? В ЕС доля железнодорожного транспорта в общей структуре перевозок – 18%, а автотранспорта – почти 70%. Парижский меморандум подтолкнул ЕС к принятию программы, реализация которой обеспечит повышение доли железных дорог до 30%, что позволит снизить на 300 млн т парниковые газы, а общая польза для населения от этого составит €100 млн. Аналогичные программы могут быть приняты и в РФ, хотя здесь доля железнодорожного транспорта выше. Но это не мешает поставить соответствующие цели и выполнить соответствующие расчеты. Эти средства можно вложить в развитие инфраструктуры, которая будет способствовать в том числе расширению контрейлерных перевозок.
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.




Читайте также

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 1998-2021 ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions