Планы по строительству Северомуйского тоннеля за 5 лет крайне амбициозные. Все помнят, сколько лет велась прокладка первого тоннеля, а сейчас, с учетом кризиса в мировой экономике и карантинных ограничений, сдвиг сроков реализации и рост стоимости строительства – это наиболее вероятный вариант. Не исключено, что окончательная реализация проекта будет поручена государственной компании с большим опытом строительства крупных инфраструктурных объектов.
Если же говорить об обеспечении приоритетного пропуска грузов, на мой взгляд, приоритет проезда через действующий тоннель можно обеспечить путем распределения его мощности между компаниями, исторически осуществлявшими отгрузку в Восточном направлении (старых игроков), исходя из величины их ежемесячных заявок. Для новых игроков предлагается использовать другой маршрут. Тем самым сохраняется преемственность поставок, новый уголь с неизвестного покупателям месторождения всегда плохо воспринимается на рынке. Кроме того, избыточное предложение российского угля будет ухудшать конъюнктуру рынков.
При уходе старого поставщика с данного направления его доля поступает в фонд распределения новым игрокам исходя из их фактических месячных объемов перевозки в восточном направлении. Кроме того, допускается перепродажа провозной квоты старыми поставщиками новым участникам рынка. Очевидно, что доплата, которую новые игроки будут готовы внести за право воспользоваться Северомуйским тоннелем – 1, будет ограничена разницей в стоимости прямого и обходного маршрута, что не создаст для новых игроков дополнительных затрат, но сможет позволить им экономить в случае ухода с рынка старых грузоотправителей.