Представляется, что ключевое целеполагание новой модели – в сокращении транспортных издержек клиентов. По существу, это инвестиции в привлечение клиентов. Инвестиции, создающие возможности для роста грузовой базы и увеличения загрузки вагонных ресурсов.
Сразу внесем ясность. Сокращение транспортных издержек клиентов предлагается не через привычный демпинг и ценовую конкуренцию. Успех в достижении названных факторов создают в новой модели две ключевые компетенции:
– технологическая (технологизация);
– сервисная (сервисизация).
Операторы, сфокусированные на технологизации и сервисизации бизнеса, могут рассчитывать на заинтересованность клиентов в отношениях с ними, стабильность рыночного положения, сохранение и рост выручки. По существу, это ответ на современные рыночные вызовы, о которых говорилось выше.
Теперь о том, что представляют собой технологизация и сервисизация, каково их содержание в новой модели операторской компании и в чем отличие от ведущего драйвера бизнеса – цифровизации. Полагаю, что технологизация и сервисизация первичны, а цифровизация их обслуживает, переводит в программное обеспечение, расширяет возможности за счет искусственного интеллекта.
Итак, технологизация и сервисизация как составные части новой модели операторской компании – это не что иное, как поставка для клиентов технологических и сервисных решений. По существу, это следование тенденциям, формирующимся в современном бизнесе.
Все большее число компаний в процессе трансформации бизнес-моделей превращаются в продавцов (поставщиков) решений, а не продуктов. В частности, компании, производящие автомобили, утверждают, что «продают не автомобили, а мобильность», а производитель красок становится премиум-сервисом по покраске. И ряд таких примеров можно продолжить.
Необходимо выделить и еще одно важное обстоятельство. Технологизация и сервисизация не требуют материальных затрат. Это бизнес, в основе которого нематериальные активы – интеллектуальный капитал сотрудников, гармоничные отношения с клиентами и перевозчиком.