Подобные картели должны не только подпадать под действие закона о конкуренции, но и строго пресекаться.
Исполнительный вице-президент комиссии ЕС Маргрет Вестагер заявила: «Железнодорожный транспорт <…> жизненно важное звено в модели устойчивой экономики. Честная конкуренция важна для предоставления клиентам наилучшего предложения при использовании экологически безопасного транспорта, каким является железная дорога. Картель между ключевыми операторами <...> в корне противоречит этой цели».
Однако такие операторы, как ÖBB, DB и SNCB, сотрудничают в сфере пассажирских железнодорожных перевозок – в сфере перевозок между Австрией, Германией и Бельгией. Получается, что они согласуют между собой тарифы и обмениваются международными объемами пассажиропотоков. И действуют заодно несмотря на то, что у них есть средства для конкуренции друг с другом.
Таким образом, не имея альтернативы, железнодорожные путешественники между этими странами представляют собой замкнутую аудиторию. Отсутствие конкуренции ограничивает не только выбор пассажиров, но и не дает стимула для внедрения инноваций, потому что любой монополистический сговор между традиционными операторами приведет к падению рынка. Вот почему конкуренция в пассажирских поездках дальнего следования так важна для смены вида транспорта.
Мало того, такое сотрудничество ведет к дублированию бюрократии: действующим операторам необходимо «координировать» друг друга на многочисленных встречах. И все это в итоге приводит к высокой стоимости трансграничных пассажирских железнодорожных перевозок.
ЕС – это единый рынок. Он должен иметь общие правила при перевозках пассажиров. Но при этом операторам, пересекающим внутренние границы ЕС, следует проявлять самостоятельность при организации трансграничных перевозок.
Значит, необходимо провести полное и тщательное расследование трансграничного сотрудничества между действующими операторами на предмет сговора между ними.