+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
19.01.2021 14:45:00
ЖД Транспорт / Мнения
РЖД-Партнер

Увеличение погрузки угля на экспорт в регионах восточнее Кузбасса – закономерный итог

Если говорить о снижении объемов погрузки угля в Кузбассе в 2020 году и неисполнении ОАО «РЖД» обязательств по вывозу 53 млн т угля, проблемы присутствовали с обеих сторон: и Кузбасса, и РЖД. Объективно пропускная способность Восточного полигона ограниченна, есть конкуренция между регионами Сибири за доступ к вывозным мощностям дороги. При этом квоты распределены непропорционально.
Увеличение погрузки угля на экспорт в регионах восточнее Кузбасса – закономерный итог
Кузбасс благодаря соглашению, организованному при поддержке правительства, имеет в резерве 53 млн т. И это только уголь, где тарифы на перевозку являются одними из самых низких. РЖД выгоднее возить контейнеры или платформы с металлами, нежели насыпной уголь, поэтому при малейшем сбое в погрузке из Кузбасса они отдают освободившиеся мощности их соседям. А таких сбоев за период пандемии было предостаточно: предприятия Кузбасса не могли в срок, согласно расписанию между ремонтами дороги, отгружать прописанные объемы. В итоге обе стороны обвиняли друг друга в срыве плана, хотя объективно проект по вывозу угля на 2020 год никак не учитывал эпидемию, карантины, скачки спроса в Китае и прочие феномены.

У соглашения есть фундаментальная проблема – оно составлено в ущерб интересам РЖД, и сложно ожидать, что компания будет строго придерживаться квоты и легко пойдет навстречу Кузбассу, у которого, помимо угля, есть еще потребность в вывозе других грузов. Учитывая ситуацию с пандемией, которая далека от завершения, новые срывы поставок практически неизбежны.

В любой момент Китай и соседние страны могут ужесточить пограничный режим или снизить закупку угля по другим причинам. Это приведет к тому, что расписание загрузки дороги, столь тщательно составленное еще в 2019 году, вновь станет неактуальным. И снова будут простои на погрузке в Кузбассе, заторы в портах и прочие последствия непредвиденных факторов, которые заранее учесть невозможно в принципе.

Объемы производства и экспорта угля в регионах восточнее Кузбасса в разы ниже, чем у региона-лидера, но при этом в объемах производства они растут гораздо быстрее. В Хакасии – особенно стремительно. Еще в 2019 году регион нарастил добычу на 12%, до 26 млн т, это почти половина экспортных возможностей Кемеровской области и в десять раз быстрее ее темпов роста.

В условиях дефицита дорожных мощностей, а также проблем с вывозом из Кузбасса его соседи воспользовались ситуацией и увеличили отгрузку на экспорт. Это закономерный итог, тем более что чисто географически регионы востока Сибири и Дальнего Востока ближе к портам, а значит, у них преимущество перед Кузбассом в плане скорости поставки угля в Китай и другие страны Азии.
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.




Читайте также

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions