У соглашения есть фундаментальная проблема – оно составлено в ущерб интересам РЖД, и сложно ожидать, что компания будет строго придерживаться квоты и легко пойдет навстречу Кузбассу, у которого, помимо угля, есть еще потребность в вывозе других грузов. Учитывая ситуацию с пандемией, которая далека от завершения, новые срывы поставок практически неизбежны.
В любой момент Китай и соседние страны могут ужесточить пограничный режим или снизить закупку угля по другим причинам. Это приведет к тому, что расписание загрузки дороги, столь тщательно составленное еще в 2019 году, вновь станет неактуальным. И снова будут простои на погрузке в Кузбассе, заторы в портах и прочие последствия непредвиденных факторов, которые заранее учесть невозможно в принципе.
Объемы производства и экспорта угля в регионах восточнее Кузбасса в разы ниже, чем у региона-лидера, но при этом в объемах производства они растут гораздо быстрее. В Хакасии – особенно стремительно. Еще в 2019 году регион нарастил добычу на 12%, до 26 млн т, это почти половина экспортных возможностей Кемеровской области и в десять раз быстрее ее темпов роста.
В условиях дефицита дорожных мощностей, а также проблем с вывозом из Кузбасса его соседи воспользовались ситуацией и увеличили отгрузку на экспорт. Это закономерный итог, тем более что чисто географически регионы востока Сибири и Дальнего Востока ближе к портам, а значит, у них преимущество перед Кузбассом в плане скорости поставки угля в Китай и другие страны Азии.