+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
23.03.2021 17:20:18
ЖД Транспорт / Мнения
РЖД-Партнер

Рост объемов перевозок угля до 68 млн т потребует либо перераспределения пропускной способности в пользу Кузбасса, либо поиска дополнительных технологических резервов

Транспортировка через порты Дальнего Востока – наименее затратный способ доставки угля до рынков АТР. Поэтому данное направление пользуется наибольшим спросом со стороны не только угольных компаний, но и владельцев других грузов. Проект развития Восточного полигона достаточно длительное время в 2010–2013 гг. буксовал в согласованиях, и правительство РФ требовало дополнительных обоснований его востребованности со стороны грузовладельцев.
Рост объемов перевозок угля до 68 млн т потребует либо перераспределения пропускной способности в пользу Кузбасса, либо поиска дополнительных технологических резервов
Первоначально проект оценивался на сумму свыше 1 трлн руб. инвестиций под требуемые грузовладельцами объемы перевозок. В дальнейшем был согласован первый этап на сумму 563 млрд руб. Также дополнительно согласовывали объемы перевозок при принятии решения о начале второго этапа развития Восточного полигона. При этом на втором этапе грузоотправители «выдали» заявок на +170 млн т, а правительство согласовало меньший объем перевозок. Поэтому очевидна высокая востребованность дальнейшего развития Восточного полигона сверх объемов второго этапа.

Отдельным вопросом как при рассмотрении проектов первого и второго этапов развития, так и при дальнейшем инвестировании в Восточный полигон является дефицит источников возврата инвестиций. Если для выполнения инвестиционного проекта можно занять средства на рынке, то из каких источников их возвращать – неясно, так как в тарифе инвестиционной составляющей нет, и в сложный экономический период его введение вряд ли целесообразно. Доходов от перевозок для возврата инвестиций также недостаточно.

Осложняет вопрос возврата инвестиций и то, что в инвестиционной программе ОАО «РЖД» значительная доля проектов приходится на пассажирское движение, доходы от которого не позволяют возвращать инвестиции в него.

Очевидно, что одним из бенефициаров развития Восточного полигона и роста перевозок является федеральный бюджет, доходы которого будут увеличиваться. Таким образом, для экономически значимой части инвестиций в развитие магистральной железнодорожной инфраструктуры целесообразно использовать инструменты государственного финансирования. В зарубежных странах доля государства в железнодорожных проектах составляет от 20–30% до 100%. Это позволяет не нагружать тарифы на перевозки инвестиционной нагрузкой.

Подготовка детального плана мероприятий по увеличению пропускной способности железных дорог на Дальнем Востоке в рамках реализации проекта не позволит каждому отдельному грузоотправителю понять, какой объем груза у него примут к перевозке, так как инфраструктура даже после реализации проекта останется дефицитной. На этот вопрос смогут ответить заключаемые договоры о перевозках на 3 года, в которых будет зафиксирован объем принимаемых ОАО «РЖД» грузов к перевозкам. А детальный план мероприятий – это, скорее, инструмент администрирования и сохранения темпов реализации инвестиционного проекта.

В вопросе планирования роста объема вывоза углей из Кузбасса в направлении Дальнего Востока есть «исторический аспект». Планы развития Восточного полигона первоначально в 2014 году не предполагали существенного роста объемов перевозок углей из Кузбасса до 68 млн т. Соответственно, при реализации таких планов необходимо либо перераспределение пропускной способности от части грузовладельцев в пользу Кузбасса, либо, что вероятнее, поиск дополнительных технологических резервов для перевозок углей из Кузбасса и роста общего объема перевозок свыше 180 млн т. Вероятность наступления второго сценария выше.
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ



Читайте также

  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions