+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
16.09.2019 18:00:00
ЖД Транспорт / Мнения
РЖД-Партнер

Ожидания положительных экономических эффектов от замены роликовых подшипников на кассетные могут оказаться завышенными

Владельцы грузовых вагонов стоят перед очередным продолжительным кризисным периодом, связанным с регуляторными новациями. По информации газеты «Коммерсантъ», в Комиссии вагонного хозяйства Совета СНГ обсуждается возможность запрета использования роликовых подшипников на грузовых вагонах: с 2020 года ограничение может быть введено для новых единиц подвижного состава, а с 2021-го распространится и на существующие.
Ожидания положительных экономических эффектов от замены роликовых подшипников на кассетные могут оказаться завышенными
Ранее решение государства о фактически одномоментном и неожиданном запрете на эксплуатацию грузовых вагонов с 2015 года привело к массовому списанию парка (более 20%), дефициту вагонов на сети ОАО «РЖД» и убыткам компаний (ставка на предоставление вагонов увеличилась более чем в 3 раза, рост транспортных затрат – более 100 млрд руб. в год). Последние годы прошли в условиях дефицита колесных пар и роста цен на них в 2–3 раза, а иногда и больше, в том числе на фоне повышения пошлин на колеса с Украины: рост транспортных затрат составил более 40 млрд руб. в год. Новая регуляторная инициатива может привести к росту расходов экономики на логистику с 2021 года более чем на 20 млрд руб. ежегодно, суммарно перевод на кассетные подшипники превысит 100 млрд руб. Отрасль ждет новый дефицит – теперь уже кассетных подшипников.

Ожидания существенных положительных экономических эффектов от замены роликовых подшипников на кассетные с большой долей вероятности могут оказаться завышенными. На продолжительность срока службы колесной пары, интенсивность износа гребня и обода колеса, количество отцепок в текущий отцепочный ремонт (ТОР) влияет в основном конструкция тележек, а не наличие или отсутствие кассеты. По статистике износ колесных пар грузовых вагонов на тележках современной конструкции в 3–4 раза ниже износа на тележках старой. Если привести аналогию с автомобилем (очень упрощенно), то у тележек грузовых вагонов новой конструкции сход-развал отрегулирован, а старой – нет.

Если установить роликовый подшипник в тележку современной конструкции, то отцепки в ТОР если и будут превышать количество отцепок на кассетных подшипниках, то незначительно – именно из-за другой конструкции тележек. Убедительной статистики, показывающей наличие причинно-следственной связи между сроком службы колесной пары на роликовом и кассетном подшипнике, очищенной от эффектов совершенства конструкции тележки, не представлено. Продолжая аналогию с автомобилем: если сход-развал не отрегулирован, то марка резины не влияет на ее износ. Дорогая резина так же быстро износится, как и дешевая.

Применение именно кассеты в инновационных тележках обусловлено не только повышенной нагрузкой на ось, но и необходимостью наличия в тележке узлов, способных работать без замены и ремонта на установленный производителем вагонов межремонтный срок и пробег: сейчас это до 8 лет и 1 млн км соответственно. Это оправдывает применение существенно более дорогостоящих подшипников, способных выдержать значительные сроки эксплуатации, позволяет владельцу экономить на вагоне, который больше работает и меньше ремонтируется.

В то же время при замене роликовых подшипников у грузовых вагонов со значительным износом и старой конструкцией тележек это не приведет к увеличению межремонтных интервалов, так как старая тележка должна ремонтироваться в несколько раз чаще инновационной по причине невысокого ресурса остальных частей.

Также необходимо отметить, что с большой долей вероятности отцепки по кассете в тележках старой конструкции возрастут по сравнению с их эксплуатацией на инновационных тележках в силу повышенных нагрузок, связанных с недостатками старых тележек. Срок службы колесной пары не увеличится по причинам, приведенным выше.

Если государство, в частности в лице Минтранса России и Росжелдора, заинтересовано в технологическом перевооружении парка грузовых вагонов в РФ, то значительный положительный эффект даст выпуск новых вагонов только на тележках современных конструкций, уже доказавших на практике в эксплуатации свои потребительские качества.

В настоящее время останавливает покупателей относительно высокая цена на такие вагоны и неразвитость ремонтной базы у части производителей. Если убрать эти два барьера, то отрасль сама и без посторонней помощи проведет замену парка современными конструкциями вагонов.

К сожалению, пока ситуация складывается таким образом, что отрасль вновь ждут трудные годы борьбы с непросчитанными последствиями регуляторных решений государства.
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ



Читайте также

  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions