Предлагаемые изменения носят базовый характер для всей тарифной системы, кардинального меняя сложившуюся структуру действующего Прейскуранта и увеличивая тарифную нагрузку на весь период действия его текущей редакции.
Мы понимаем, что заявленный бюджетный дефицит ОАО «РЖД» на 2017 год закрывать необходимо. В то же время мы согласны, например, с Советом потребителей РЖД в том, что для его ликвидации, помимо увеличения индексации, есть альтернативные возможности. В частности, компании было предложено, во-первых, уточнить величину данного дефицита, во-вторых, не сокращать заимствования, увеличить дивиденды дочерних структур и провести кардинальную ревизию инвестпрограммы, выделить в ней те объемы, которые в первоочередном порядке нужны грузоотправителям.
На наш взгляд, целесообразно формировать понятную и обоснованную тарифную политику ОАО «РЖД», основанную на принципах долгосрочного тарифного регулирования, а также увязки тарифных решений ОАО «РЖД» с показателями качества работы российских железных дорог.
Под долгосрочным тарифным регулированием мы понимаем установленные на долгосрочный период принципы определения тарифов с понятными индикаторами, а не какие-то числовые значения. Установление числовых значений может привести к формированию существенных диспропорций в системе, которые приведут к негативным последствиям - как для грузоотправителей, так и для ОАО «РЖД».
Эти принципы должны быть увязаны с государственными стратегиями, проводимыми в других отраслях экономики. Необходимо соблюдать межотраслевой баланс с участием железнодорожной отрасли. Я не вижу препятствий для начала длительной и кропотливой работы по созданию нового Прейскуранта. Поскольку основные принципы заложены в главном отраслевом документе – «Уставе железнодорожного транспорта» (перевозчик, владелец инфраструктуры, грузоотправитель). Эту работу проводить необходимо, поскольку с момента разработки первой редакции Прейскуранта № 10-01 российская экономика очень существенно изменилась.