На фоне просьб предпринимателей – их обращений в профильное министерство и жалоб в суды – пересмотра условий типового договора не последовало. Более того, в государственном комитете по регулированию естественных монополий и защите конкуренции не раз заверяли в законности тарифов, так как эта деятельность находится в конкурентной среде. И это притом, что многие предприятия зачастую являются единственными пользователями тех или иных участков, не имея возможности объехать их. Таким образом, в изначально неравных условиях в диалоге с ветвевладельцами реальные производители вынуждены выплачивать миллионы тенге структурам, которые, по сути, ничего не производят и чьи затраты с потребностями в инвестициях несопоставимы с затратами и потребностями реального сектора экономики.
В одном из недавних запросов фракции «Акжол» председатель Демократической партии Казахстана Азат Перуашев отметил, что тарифы одного из таких ветвевладельцев, приватизировавшего подъездные пути, за последние 5 лет повысились в некоторых случаях с 4 до 118 раз. Сами ветвевладельцы объясняют свои действия тем, что содержание путей является затратным процессом, а существующие тарифы едва покрывают эти траты. Хотя владельцы подъездных путей зачастую не принимают мер по устранению неисправностей верхнего строения пути, что, по статистике, является одной из основных причин сходов.
Следует признать, что существующая система организации эксплуатационной работы многих подъездных путей, их взаимодействие с грузовладельцами, железной дорогой демонстрируют свою неэффективность. Помимо приведенной проблемы, сюда же можно включить простои вагонов на железнодорожных ветках, повреждение подвижного состава на подъездных путях при выполнении грузовых операций, а также многое другое.
Поиск приемлемого решения существующей проблемы наводит на мысль о необходимости пересмотра условий приватизации железнодорожных веток. Ведь подъездные пути, являясь важным элементом в логистической цепи перемещения товарных потоков, независимо играют значительную связующую роль между магистральной железной дорогой и грузовладельцами. Соответственно интересы пользователей подъездных путей – это и государственные интересы, в частности.
Активизация мер в сфере регулируемых услуг подъездных путей и разрешение многолетней проблемы грузовладельцев на «первой миле» являются весьма актуальными и требуют комплексного подхода к своему решению с привлечением всех заинтересованных сторон.
Автор: Жанна Исингарина, генеральный директор коммуникационной компании TLK Media, президент Центра корпоративных коммуникаций
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.