В одной связке развиваются и инвестируют поставщики по всей цепочке кооперации, а это где‑то пять–семь уровней: продукт, система, агрегат, узел, деталь, материал, сырье. Реализация программы импортозамещения и развитие внутренних поставщиков позволили достичь локализации по продуктам более 90%. Глубина кооперации, помноженная на уровень локализации, обеспечит транспортному машиностроению один из самых высоких мультипликативных эффектов с точки зрения воздействия на другие сектора экономики. Каждый рубль, потраченный на подвижной состав, увеличивает выручку по всей цепочке кооперации на 3 руб., а также дает 40 коп. совокупных налоговых поступлений и вносит 2,5 руб. в ВВП.
Сегодня в железнодорожном машиностроении занято около 160 тыс. человек, в среднем один занятый в секторе обеспечивает работу более семи человек по цепочке поставщиков.
Машиностроительные предприятия после десятидневной остановки в апреле вернулись к нормальной работе. Ожидаемые объемы производства I полугодия соответствуют плану. Мы делаем все необходимое для борьбы с вирусом: проводится комплексная дезинфекция, сотрудники обеспечены средствами индивидуальной защиты, соблюдаются требования о социальном дистанцировании и изолировании. Удаленно работают около 80% административных сотрудников, 9% производственного персонала и более 3% персонала депо: это точки, где необходимо непрерывное обслуживание локомотивов. В совокупности – более 10 тыс. человек.
За последние годы совместно с РЖД сформирован принципиально новый подход к разработке техники. Локомотивы проектируются на заданную работу с учетом специфики полигона и ожидаемых условий эксплуатации. Это позволяет одновременно повысить производительность машин и оптимизировать затраты на жизненном цикле эксплуатации. Такой подход позволил РЖД перейти на закупку подвижного состава исходя из принципа окупаемости инвестиций. В частности, новые локомотивы, а это чуть больше половины всех предполагаемых инвестиций в машиностроительный комплекс, окупаются сегодня за 9–12 лет при сроке службы около 40 лет. Инвестиции в локомотивы только в 2020 году принесут РЖД порядка 15 млрд дополнительной рентабельности.
Этот же подход применительно к пассажирской технике означает максимизацию ценности для пассажира – комфорт, скорость и безопасность – с контролем стоимости жизненного цикла в расчете на одно пассажирское место. Пассажирский подвижной состав точно потребуется РЖД после кризиса. Это подтверждается опытом 2011 и 2014 года, когда рос спрос на внутренние железнодорожные перевозки. При этом трудовая и туристическая мобильность населения на сегодняшний день на 40% зависит от железнодорожных перевозок.
Современный подвижной состав отличается интеллектуальным наполнением: внедрены системы автоведения, самодиагностики, прошла испытания система контроля расстояний между поездами для сокращения интервалов движения, так называемая виртуальная сцепка. Это решение дает до 20% прироста провозной способности, что особенно актуально для восточного направления, где, как уже было отмечено, до кризиса был дефицит инфраструктуры. Взаимодействие заказчик – поставщик сейчас отрабатывается с использованием смарт-контрактов в доверенной среде. Таким образом, стороны имеют данные высокого качества для оптимизации совместной работы на жизненном цикле. Продукция показывает свою конкурентоспособность и на мировом рынке: начаты продажи в Восточной Европе, Латинской Америке и Африке. Продолжается работа над следующими поколениями пассажирской грузовой техники с выходом на серийное производство в 2021–2023 гг.
Таким образом, с учетом названных эффектов помощь РЖД представляется правильным рассматривать не только как помощь отдельной компании, но и как поддержку широкого спектра промышленных предприятий с высокой добавленной стоимостью. Важно также отметить, что отдача на инвестиции РЖД позволяет говорить о возвратности средств и возможности обслуживать этот капитал. Сегодня во многом благодаря ранее размещенному заказу РЖД предприятия машиностроения не сократили свои объемы работы. Теперь важно не потерять набранный темп продуктового технологического развития, сложившиеся профессиональные коллективы, систему кооперации, созданный экспортный потенциал.
Дмитрий Комиссаров, председатель Совета потребителей по вопросам деятельности ОАО "РЖД" и его ДЗО
* По материалам совещания президента РФ Владимира Путина с представителями промышленности и транспорта РФ 7 мая 2020 года
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.