+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
11.08.2016 18:02:41
ЖД Транспорт / Новости
РЖД-Партнер

Производители проката и вагоностроители не могут договориться

Стратегия импортозамещения должна объединять российские компании. Однако их кооперация дает сбой, если один из партнеров в цепочке поставок пытается тянуть одеяло на себя.
 

Меткомбинаты погнались за маржой

Крупные металлургические компании промолчали в ответ на те обвинения, которые выдвинули в их адрес в НП «Объединение вагоностроителей». В ПАО «Северсталь» сообщили, что комментировать сложившуюся ситуацию не будут.

Опровергнуть приведенные доводы сложно. По данным статистики, в целом цены на металлопрокат в 2016 году выросли на 75%. Как отметили эксперты компании «А групп», основная причина этого – продажи на экспорт, которые активизировались на фоне локального дефицита продукции на внутреннем рынке, в том числе из-за вымывания дешевых остатков на складах металлотрейдеров.

Последние, по данным компании «Брок-Инвест-Сервис», уже в середине весны вынуждены были ускорить пополнение своих запасов, потому что у многих потребителей, в свою очередь, склады опустели.

Правда, ажиотажное поведение покупателей было характерно в основном для потребителей тонкого проката из-за влияния сезонных факторов. А вот относительно толстого листа рынок оставался довольно-таки вялым, из-за того что многие промышленные предприятия сами столкнулись с низким спросом на свою продукцию. Поэтому следовало ожидать, что в данном сегменте увеличение цен будет наименее заметным.

Фактически же произошло все как раз наоборот: здесь темпы роста значительно превысили аналогичный показатель по тонкому листу. Обосновать причины скачка заводских цен на ряд марок толстого проката представители металлотрейдеров не смогли. В рыночную логику данный факт не укладывался.

Так что предположение, высказанное представителями вагоностроителей, выглядит достаточно обоснованным. Металлурги попытались снять маржу с тех потребителей своей продукции, которые получили господдержку.

Статистика опять-таки указывает на то, что доходность бизнеса меткомбинатов в последнее время выросла. Например, ПАО «Северсталь» в II квартале 2016 года увеличило EBITDA по МСФО вдвое по сравнению с аналогичным показателем за предыдущий период – на это, в частности, указали в инвестиционной компании «АК Барс Финанс». Одна из причин сильных финансовых результатов компании – скачок цен на внутреннем рынке и благоприятная ситуация на экспортных рынках.

Кстати, намерение увеличить экспортные поставки стало одной из причин, по которой ПАО «Северсталь» подписало меморандум с ОАО «РЖД» и «ЖЕФКО» в рамках ПМЭФ-2016.

Потребители наносят ответный удар

Еще один любопытный факт: недавно Федеральная антимонопольная служба возбудила дела в отношении структур ПАО «Северсталь», Evraz PLC и ПАО «Мечел» в связи с резким повышением цен на арматуру, сообщил заместитель руководителя ФАС Андрей Цариковский. Так что от курса в сфере ценовой политики пострадали не только вагоностроители.

Способы борьбы с завышением цен, предложенные вагоностроителями, не новы. Например, промышленная группа «МАИР» в свое время направила в правительство РФ письмо с предложением ввести экспортные пошлины на продукцию металлургических комбинатов в размере 20% от стоимости 1 т. Тогда это касалось катанки и штрипса. Предложение ограничить экспорт основывалось на том, что 3/4 проката сталелитейных компаний традиционно вывозилось из России за рубеж. Это должно было насытить внутренний рынок и тем самым сбить цены.

Сейчас положение дел со сбытом проката изменилось мало. Поэтому стремление вагоностроителей снизить интерес к поставкам на экспорт выглядит логичным. Эту же цель преследует и другое предложение вагоностроителей – ввести повышающий индекс к экспортному тарифу ОАО «РЖД».

«Подобные меры могут оказаться достаточно чувствительными для производителей. Вместе с тем они, безусловно, негативно отразятся на рынке металла в целом. Столь радикальные способы регулирования в первую очередь нарушают цепочки поставок и приводят к логистическим сбоям», – прокомментировал генеральный директор торгового дома «МеталлИмпэкс» Александр Дмитриев.

По его словам, рынок должен в ближайшее время сам отрегулироваться. Ведь он вряд ли сможет долго продержаться при нынешних ценах на металл. И уже где-то с середины июля 2016 года наблюдается коррекция в сторону снижения расценок на прокат. Спрос ниже предложения. И в августе наметившийся тренд сохраняется.

Стандарты и технологии

Как отмечают эксперты, потребители могут выбрать и другие способы борьбы с ростом цен на прокат. Скажем, вместо него можно использовать сварные конструкции.

Их, в частности, успешно применяют при изготовлении вагонов в Белоруссии. Причем такая технология позволяет выпускать подвижной состав и с повышенной нагрузкой на ось. Есть модели со сварными конструкциями на 25 тс.

Можно применить технологии, позволяющие перейти на цельнокатаные конструкции. Они, кстати, попутно, как показывает мировой опыт, обеспечивают еще и снижение веса вагонов, что, в свою очередь, удешевляет стоимость конечной продукции заводов.

Кроме того, в вагоностроении можно использовать и некоторые другие марки проката, цены на которые сейчас установлены достаточно умеренные. Правда, тут, как пояснил исполнительный директор НП «Объединение вагоностроителей» Василий Варенов, заводы ограничены госстандартами. Поэтому, собственно, и было выдвинуто предложение расширить номенклатуру допустимых в отрасли марок металла.

Как отмечают эксперты, это обеспечит вагоностроителям свободу маневра в закупках материалов. «Подобная мера создает основу для того, чтобы потребители и поставщики могли найти компромиссное решение. Например, разумная цена в обмен на гарантированные закупки определенных сортаментов металлопроката. Иначе ведь материалы или комплектующие можно заказывать в других странах», – отметил А. Дмитриев.

Александр Солнцев
 

Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ



Читайте также

  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions