Цель проекта и подготовка
Глава Якутии Айсен Николаев поставил перед ЖДЯ задачу наладить поставки продовольственных товаров из Белоруссии, а также из городов Донбасса и Новороссии. Для реализации этой задачи компания планирует закупить дополнительный парк рефрижераторных контейнеров.
В рамках подготовки проведены переговоры с Белорусской железной дорогой, объявлен конкурс на приобретение двух рефрижераторных контейнеров российского производства и десяти – китайского производства.
По словам Шимохина, конкурсы на закупку контейнеров состоятся в конце января – феврале 2025 года, после чего начнутся поставки.
В перспективе ЖДЯ планируют закупить от 100 до 150 таких контейнеров. Ожидается, что контейнерные отправки будут осуществляться дважды в неделю со станции Столбовая в Якутию.
Северо-Восточный коридор
Проект Северо-Восточного коридора (СВК) был представлен как важная часть стратегического развития транспортной системы России.
На втором этапе планируется проектирование и строительство железнодорожного моста через реку Амур и дальнейшее развитие участка до Сковородино, что позволит увеличить объем перевозок до 20 млн т.
Суммарный объем инвестиций в проект составит более 2 млрд руб.
Также планируется развитие железнодорожного сообщения Нижний Бестях – Магадан (порт). В рамках первого этапа планируется проектирование и строительство участка Нижний Бестях – Хандыга, включая совмещенный автомобильно-железнодорожный мост через реку Алдан.
Кроме того, намечено возобновление пограничного перехода Джалинда – Мохэ. Данный погранпереход, открытый в 1993 году, был закрыт в начале 2000-х из-за низкого грузо- и пассажиропотока. Возобновление работы перехода ожидается в II полугодии 2025 года.
Переход рассчитан на перевозку угля, железной руды, сжиженного природного газа (СПГ), а также продукции лесной промышленности. Возобновление работы позволит значительно упростить поставки из Якутии в Китай, что особенно актуально на фоне загруженности БАМа и Транссиба.
Заключение
Пробный запуск рефрижераторных контейнеров из Белоруссии в Якутию станет важным шагом в развитии транспортной логистики региона. Реализация проектов Северо-Восточного коридора, включая модернизацию погранперехода Джалинда – Мохэ, позволит увеличить объемы перевозок, улучшить международное сотрудничество с Китаем и обеспечить развитие инфраструктуры Якутии.