Напомним, что в I квартале подавляющее большинство грузоотправителей заявляли, что ГУ-12 согласовывались оперативно, а если сроки и затягивались, то об этом упоминали в основном угольщики, ссылаясь на разработку проекта методики по распределению доступа к перевозке грузов железнодорожным транспортом в условиях ограниченной пропускной способности инфраструктуры. В II квартале ситуация несколько изменилась: все чаще упоминался Восточный полигон и режим ручного согласования заявок, а также задержки с экспортными отправками. «Есть паузы в согласовании ГУ-12 на Дальний Восток, и их стало больше, – констатировал грузовладелец. – Погрузка снизилась, но узкие места никуда не делись». Клиенты, не связанные отправками на восток, в частности производители стройгрузов, отмечали, что весь квартал согласование шло оперативно – и с операторами, и с РЖД. «Если едет щебень, то, как правило, на небольшие расстояния, поэтому затруднений не испытывали», – пояснил он.
То, что по России ГУ-12 согласовывали быстро, подтвердили многие. Что же касается экспорта, то возникала проблема под названием «все хотят на восток». «А там сплошные ограничения, – отметил производитель горно-металлургических грузов. – С новым порядком получается так: за 40 дней подал заявку – скорее всего, едешь. Образовалась внеплановая партия – ничего не согласуют». Самое же обидное, что из-за невозможности отправить такие внеплановые партии страдает не только грузоотправитель, который теряет клиента, но и дорога, теряющая погрузку. «Оценку снижаем из-за приоритетов РЖД, в результате мы не едем через Гродеково и Забайкальск на восток, а через Мурманск на север. Пропускная способность обходной ветки недостаточна, раньше ехали, а теперь с окатышем через Мурманск едет только Лебединский ГОК», – рассказал респондент.
По отзывам производителя товаров народного потребления, в апреле самый больной вопрос с согласованием ГУ-12 был связан с началом ремонтных работ на сети. «Массовые грузы от РЖД никуда не денутся, это понятно, а вот такие, как наши, где объемов мало и их цена высока, в этот период задерживаются и при согласовании заявок, и в пути, что недопустимо на нашем рынке, ориентированном не на гигантские стройки или перевалку в порту, а на потребление частных лиц», – пожаловался респондент.
Звучали в интервью и нарекания, обусловленные задержками согласования заявок на Казахстан. «По России диапазон согласования составляет 45 дней и все согласовывается очень быстро – в отличие от Казахстана, по которому мы должны заводить заявку за 3 дня до конца месяца. Если, например, мы завели ГУ-12 28 июня, то можем по ней проехать только до 30-го числа. И если не успели вывезти вагоны, вывели их в ночь на 1 июля, то, получается, должны завести другую ГУ, а предыдущая сгорает и попадает на штраф, – поделился грузоотправитель. – У нас такое часто происходит, когда отдел продаж сообщает только в последние дни месяца, что есть отгрузка на Казахстан. Мы заводим ГУ, но не успеваем и снова берем новую. Если бы срок переходил с месяца на месяц, было бы очень удобно».
Индекс качества – ежеквартальное исследование журнала РЖД-Партнер по оценке потребителями качества продуктов и услуг, ценовой политики, дополнительных сервисов и специальных предложений на рынке грузоперевозок магистральным железнодорожным транспортом.
Краткую версию исследования «Индекс качества» можно скачать здесь.
Полная версия исследования доступна для подписчиков журнала РЖД-Партнер. На полную версию Индекса качества также можно оформить подписку в онлайн-магазине или связаться с отделом подписки по тел. +7 (812) 418-34-99 или по электронной почте rasp@rzd-partner.ru
Автор: Марина Ермоленко
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.