+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
14.07.2023 10:12:48
ЖД Транспорт / Интервью
РЖД-Партнер

РЖД намерены освободиться от ответственности за неприем груза к перевозке

О законопроекте, который в данный момент проходит согласование, РЖД-Партнеру рассказала Ольга Гуляева, управляющий партнер Legal1520. Согласно документу железнодорожный монополист также намерен ввести дополнительную ответственность за изменение заявки формы ГУ-12 и запроса-уведомления и за смерзание груза для грузоотправителя.
РЖД намерены освободиться от ответственности за неприем груза к перевозке
– Ольга Сергеевна, пока документа нет на сайте Госдумы. Вы говорите, его пока только готовят, но что меняет законопроект?

– Первым пунктом законопроекта предлагается внести изменения в ч.17 ст. 11 ФЗ «Устав железнодорожного транспорта РФ», дополнив ее условием об ответственности грузоотправителя за внесение изменений в график предъявления груза к перевозке.

При этом заявки согласовываются участниками перевозки по форме ГУ-12. В данной форме отсутствует возможность согласования графика предъявления груза к перевозке. Таким образом, данное изменение закона не имеет возможности практического применения.

– Вы говорите, что законопроект вводит ответственность для отправителя порожнего вагона за внесение изменений в запрос-уведомление…

– Это – следующий пункт. И здесь, как мне кажется, автор законопроекта предполагает, что запрос-уведомление – это аналог заявки формы ГУ-12 на перевозку груза. Однако в действительности запрос-уведомление представляет из себя «заготовку» транспортной железнодорожной накладной. Данная заготовка после ее согласования перевозчиком становится полноценной транспортной железнодорожной накладной. Соответственно, изменить ее отправитель порожнего вагона может только в режиме, предусмотренном для изменения условий транспортной железнодорожной накладной, например, по согласованию с перевозчиком сделать переадресацию в пути следования. Данный порядок регламентирован ст. 31 Устава. Вносимые изменения противоречат уже действующим нормам закона.

Статья 94.1 Устава, предусмотренная законопроектом, так же, как и дополнение к предыдущей ст.12 Устава, не имеет практического значения. Не исполнить согласованный запрос-уведомление отправитель вагона уже не сможет. Вагон находится в перевозке: во владении и пользовании у железнодорожного перевозчика. Помешать в этой ситуации перевозчику исполнить договор перевозки отправитель вагона физически не сможет.

– Заявляется также об ответственности при перевозке смерзшегося груза. Какие убытки возникают у перевозчика при перевозке такого груза?

– Я считаю, что данный законопроект фактически дает перевозчику возможность неосновательно обогащаться при перевозке смерзшегося груза. Но это не единственная возможность. Ошибочным, на мой взгляд, является подход к исчислению сроков, в течение которых груз не должен смерзаться с применением корректировок в соответствии с правилами исчисления сроков доставки грузов. Сроки доставки груза могут быть увеличены для перевозчика по причинам, не зависящим от него. Например, в силу загруженности железнодорожных путей необщего пользования грузополучателя. Взыскание неустойки в размере пятикратной провозной платы с грузоотправителя в данной ситуации будет необоснованным. Кроме того, сам размер неустойки является несоразмерным допущенному нарушению. Для перевозчика в ситуации, когда он допускает просрочку доставки груза, размер неустойки ограничен 50% от провозной платы. Устанавливаемая законом ответственность должна иметь симметричный характер.

Изменения в ст. 25 Устава, предлагаемые обсуждаемым законопроектом, направлены на увеличение срока доставки груза для перевозчика и устранение его ответственности за неприем груза к перевозке. По своему содержанию изменения противоречат ст. 11 Устава, содержащей условия, при которых перевозчик может отказать в приеме груза к перевозке, а также антимонопольному законодательству.

Беседовала Алена Алешина
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ



Читайте также

  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions