+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
29.04.2021 18:00:35
ЖД Транспорт / Интервью
РЖД-Партнер

Необходимо не только сохранить, но и приумножить существующие меры поддержки производства инновационных вагонов

По данным союза «Объединение вагоностроителей», за I квартал 2021 года из числа реализованных вагонов почти 43%, или 6311 ед., являются инновационными. Доля полувагонов нового поколения в реализации составила 97%. Об этих и других результатах расширения парка инновационных вагонов мы поговорили с исполнительным директором союза «Объединение вагоностроителей» Евгением Семеновым.
Необходимо не только сохранить, но и приумножить существующие меры поддержки производства инновационных вагонов
– Стоит ли ожидать дальнейшего роста интереса к вагонам нового поколения?

 – В условиях падения ставок оперирования подвижным составом на фоне большого количества отставленных от движения грузовых вагонов (в первую очередь полувагонов на тележках низкоэффективных конструкций), а также учитывая имеющиеся ожидания ОАО «РЖД» по росту объемов перевозок тех номенклатур грузов, которые требуют специальных условий транспортировки, на наш взгляд, спросом у покупателей в ближайшее время будет пользоваться сегмент вагоностроения, связанный с производством специализированного подвижного состава, в особенности обладающего улучшенными технико-экономическими характеристиками.

Динамика реализации подвижного состава это подтверждает: по итогам I квартала 2021 года традиционно наблюдаем высокий уровень производства полувагонов с осевой нагрузкой 25 тс. На 52% увеличилось производство платформ-лесовозов. На фоне контейнеризации грузовой базы производство фитинговых платформ с повышенной осевой нагрузкой выросло в 4 раза.

Иными словами, мы видим заинтересованность рынка в таких решениях, поэтому спрос на подвижной состав нового поколения будет расти.

 – Какие результаты мы можем увидеть по результатам I полугодия 2021 года?

 – Что касается результатов за I полугодие, то тут спрогнозировать ситуацию с достаточной вероятностью довольно затруднительно, так как необходимо принимать во внимание влияние большого количества различных факторов: это и взрывной рост цен на металлопрокат, и снижение ставок оперирования, и рост транзитных контейнерных перевозок, и др. В таких условиях вагоностроительные предприятия заключают контракты с объемом загрузки своих мощностей не более чем на 2–3 месяца. Скажу, что если текущие объемы производства сохранятся, то это можно будет считать хорошим результатом.

 – Какие факторы повлияли на рост спроса на инновационный подвижной состав? Сохраняют ли они свое влияние в текущих экономических условиях?

 – Существует прямая корреляция между снижением ставки оперирования полувагонами и окупаемостью грузовых вагонов с улучшенными характеристиками, которая четко указывает, что в кризисные периоды резко возрастает спрос на тот подвижной состав, который способен генерировать наибольший экономический эффект.

Как уже неоднократно отмечалось, использование грузовых вагонов с повышенной, до 25 тс, нагрузкой на ось позволяет примерно на 12% увеличить объем перевозимого груза при сохранении стандартной длины поезда. Иными словами, меньшим количеством вагонов вывозится бóльшее количество груза.

Другим важнейшим преимуществом такого подвижного состава является увеличенная скорость обращения и повышенная надежность конструкции, позволяющая кратно снизить количество отцепок в текущий отцепочный ремонт (ТОР) и увеличить межремонтные пробеги. Так, рабочая скорость вагонов на тележках 25 тс в порожнем и груженом состоянии увеличена до 105 км/ч, тогда как типовые вагоны имеют разрешенную скорость движения до 90 км/ч. По статистике ОАО «РЖД», вагоны с инновационной ходовой частью до 5 раз реже сталкиваются с необходимостью текущего отцепочного ремонта и имеют гарантийные плечи и межремонтные интервалы, в разы превышающие показатели вагонов на типовых тележках (модели 18-100 и ее аналогов).

На прошедшем в декабре 2020 года научно-техническом совете союза «Объединение вагоностроителей», посвященном направлениям развития грузового вагоностроения в условиях снижения спроса, представителем СУЭК был представлен принцип работы механизма по отбору лучшего вагона на рынке под перевозку угля, позволяющего сформулировать требования к перспективному грузовому вагону. Под эти требования подпадает только подвижной состав на тележках 25 тс. Также в ходе обсуждения было отмечено, что с учетом проектирования и строительство ряда объектов второго этапа реконструкции Восточного полигона есть возможность обеспечения спроса к 2025 году еще на 60 тыс. полувагонов с повышенной грузоподъемностью.

В заключение отмечу, что мы видим и заинтересованность рынка в вагонах с улучшенными характеристиками, и их эффективность для участников перевозочного процесса, а это означает, что этот подвижной состав не потеряет свою привлекательность и актуальность в ближайшей перспективе.

 – Считаете ли Вы необходимым изменение действующих условий поддержки производства инновационных вагонов? Если да, то на что должны быть направлены эти изменения – на расширение или сокращение мер поддержки?

 – В условиях низкого спроса на грузовой подвижной состав одним из важнейших этапов работы является стимулирование операторских компаний к обновлению эксплуатируемого парка путем замещения вагонов низкоэффективных конструкций на модели нового поколения. Для этого необходимо не только не отменять существующие методы поддержки вагоностроительных предприятий, но и расширять их, вырабатывая новые.

На площадке союза «Объединение вагоностроителей» с дальнейшим направлением в Минпромторг России был разработан комплекс мер поддержки, включающий в себя меры и монетарного, и немонетарного (регуляторного) характера. На наш взгляд, с учетом существующей обстановки сейчас можно и нужно сконцентрироваться на реализации именно регуляторных мер: введении запрета вагонов на тележках низкоэффективных конструкций, разработке отдельных тарифных схем для вагонов грузоподъемностью свыше 80 т, поэтапном ограничении курсирования грузовых вагонов с истекшим назначенным сроком службы в странах ЕАЭС и пространства колеи 1520 мм и др.

Особо хочу подчеркнуть важность сохранения тарифного стимулирования путем выработки специальных тарифных схем на подвижной состав, приносящий существенный экономический эффект при эксплуатации, а также целесообразность и своевременность запрета выпуска вагонов на тележках низкоэффективных конструкций, являющихся объективным сдерживающим фактором для увеличения скоростей движения и повышения показателей работы железнодорожного транспорта.

В целом союз «Объединение вагоностроителей» выступает за любые инициативы и механизмы поддержки отрасли, которые не только помогут сохранить загрузку производственных мощностей отечественных вагоностроительных предприятий и их кадровый потенциал, но и будут способствовать дальнейшему формированию устойчиво развивающегося высокотехнологичного сектора машиностроения.

Беседовала Юлия Чернышевская
Напоминаем, что темы, связанные с вагоностроением и вагоноремонтом, будут обсуждаться 27 мая 2021 года на Транспортном форуме "Подвижной состав: производство, эксплуатация, ремонт", который пройдет в отеле "Бородино" (г. Москва, ул. Русаковская, д.13, стр. 5).

Мероприятие будет полезным для компаний-грузоотправителей, в том числе, с парком собственных вагонов, операторам и собственникам подвижного состава, представителям электронных площадок и сервисов по аренде вагонов, отслеживанию их продвижения, вагоностроительным, лизинговым, вагоно- и  локомотиворемонтным предприятиям,  производителям и поставщикам узлов и запасных частей для ремонта грузовых вагонов и локомотивов

Зарегистрироваться для участия в форуме можно здесь.

Ждем вас на форуме "Подвижной состав: производство, эксплуатация, ремонт"!
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ



Читайте также

  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions