• Ставка на полувагон
    1854
    -2.2 %
    руб./сут.
    октябрь 2019
  • Индекс качества II КВАРТАЛ 2019Г. - 64 балла
  • Финансы USD ЦБ РФ 63.95 -0.06 EUR ЦБ РФ 71.13 0.23
    BTC 7947.33 usd BTC 506721.76 rub
+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
05.09.2018 13:02:38
ЖД Транспорт / Интервью
РЖД-Партнер

Экономист спрогнозировал исчезновение железных дорог Балтии в течение ближайших 10–15 лет

Система железнодорожных коммуникаций стран Балтии рискует исчезнуть, за исключением основных транзитных потоков и крупных стратегических объектов. Такое мнение в разговоре с изданием Sputnik Латвия накануне высказал проректор Финансового университета при правительстве РФ Алексей Зубец. РЖД-Партнер узнал у экономиста о предполагаемых сроках исчезновения, необходимости исправить ситуацию и мировых тенденциях.
Экономист спрогнозировал исчезновение железных дорог Балтии в течение ближайших 10–15 лет
– Алексей Николаевич, о каких именно странах идет речь?

– О трех республиках сразу. Если мы возьмем за модель какое-нибудь среднеевропейское государство – Словакию, Чехию или Грецию – и посмотрим на динамику железнодорожного сообщения в этих странах, мы увидим, что за последние годы происходит сворачивание, демонтаж этой сети. Яркий пример – Греция, где железные дороги практически исчезли. Они когда-то были и спонсировались государством, а потом были приватизированы во время последнего финансово-экономического кризиса. И на сегодняшний день они находятся в полуумирающем состоянии. Другими словами, есть несколько железных дорог на территории Греции, которые не связаны между собой в единую сеть и которые как-то выживают за счет каких-то дотаций государства. И, естественно, есть магистрали, которые подходят к основным постам, к тем же городам Пирею, Салоникам и т. д.

Плюс есть высокоскоростные железнодорожные магистрали, рассчитанные на пассажирские перевозки, которые есть в Европе. Но при этом показателен и опыт тех же французских железных дорог: компания SNCF (Национальная компания французских железных дорог. – Прим. авт.), имеет сейчас долг в €35 млрд. И он является головной болью французского правительства.

Если экстраполировать эти модели на страны Балтии, очень скоро пассажирское сообщение погибнет.

– Что будет основным пассажирским транспортом?

– Основным пассажирским транспортом на дальние расстояния будет авиация, которая развита в Балтийском регионе и в Европейском союзе, по морю – паромы. Известно, что собираются строить тоннель в Финляндию (тоннель Хельсинки –Таллин, соединяющий железнодорожным тоннелем столицы Эстонии и Финляндии под дном Финского залива. – Прим. авт.). Но это чистая утопия, потому что по этому тоннелю нечего возить.

На короткие и средние расстояния основным пассажирским транспортом будет автомобильный, включая грузовой. Тем более никакой тяжелой промышленности в этих трех государствах Балтии на сегодняшний день практически не осталось. Если говорить о природных ресурсах, единственная серьезная экспортная статья – это лес. То есть железную дорогу элементарно просто нечем загрузить. Поэтому можно говорить об исчезновении пассажирского сообщения как такового и транспортного сообщения, за исключением каких-то транзитных потоков, например, подводящих грузы к портам. Такие магистрали останутся, безусловно.

Кроме того, останутся потоки и магистрали, имеющих политическую крышу. Например, проект Rail Baltica (проект железной дороги, которая соединит страны Балтии, Восточную и Западную Европу. – Прим. авт.). Она будет строиться за деньги Европейского союза и имеет не столько экономическое, сколько политическое и военное значение. Сами прибалты говорят, что в случае гипотетического конфликта с Россией они не смогут подвести элементарно туда военную технику. Для этого и будет построена эта дорога.

– Говорить о будущих полноценных перевозках в странах Балтии не имеет смысла?

– Железная дорога – это дорогое удовольствие. Она принципиально дороже, чем автомобильная. И она имеет смысл только при наличии серьезных крупных транспортных потоков, которым там просто неоткуда взяться, учитывая, что все три балтийские республики проходят процесс сильной депопуляции. В Латвии за последние 20 лет население сократилось на треть, сильное падение наблюдается и в Эстонии, и в Литве – 1 млн уехавших.

То есть ездить некому, некуда и возить нечего. Поэтому железные дороги там будут отмирать.

– В какие временные сроки, по Вашим прогнозам, произойдет это исчезновение?

– В системе РЖД есть люди, которые лучше меня понимают состояние балтийских железных дорог. И я говорю с точки зрения тенденций развития экономики и их влияния на транспортную сеть.

Это процесс ближайших 10–15 лет. Тенденции говорят о том, что процесс деградации зашел достаточно далеко.

– Как можно исправить ситуацию и нужно ли это делать?

– Если бы Россия была акционером этих железных дорог и была заинтересована в их развитии, тогда необходимо было бы перенаправлять транзитные потоки, направляя в балтийские порты российские грузы. Но точка зрения российского правительства состоит в том, что мы должны загружать собственные порты.

Я думаю, что ситуацию не надо исправлять. Потому что, как я уже упомянул, железнодорожное сообщение – дорогое и неоптимальное для небольших транспортных потоков. Соответственно, если стать на точку зрения правительств государств стран Балтии, сеть нужно оптимизировать и минимизировать для того, чтобы получить экономический эффект.

– Можно ли утверждать, что исчезновение железнодорожной сети – мировая тенденция?

– Железные дороги появились в определенную эпоху, когда еще не было двигателя внутреннего сгорания и пик развития железнодорожной сети в тех же США пришелся на конец XIX – начало XX века. Сегодня в Соединенных Штатах единой железнодорожной сети уже больше нет. Она распалась на какие-то фрагменты. Их заменили дороги и грузовики.

То же самое происходит в Европе. Мы знаем, что Deutsche Bahn существуют за счет государственных дотаций, без них бы они не выжили. В той же Германии есть запрет на междугородние автобусы: для того, чтобы все люди пользовались железными дорогами, немецкое правительство запрещает регулярное автобусное сообщение между городами. И это мера поддержки железных дорог. Если этого не будет, железная дорога будет убыточна и прекратит свое существование. То же самое происходит и в других странах Европы, включая страны Балтии, которые являются, если не считать Грецию, слабейшими экономическими государствами в ЕС.

Беседовала Наталья Гусаченко
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.
Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


На ту же тему
РЖД-Партнер

Внутренние специалисты-полиграфологи необъективны

Внутренние специалисты-полиграфологи необъективны
Применение полиграфа в корпоративных структурах не в новинку для HR-специалистов. Детекторы лжи добрались и до железных дорог. «Укрзализныця» уже потратила более 700 тыс. руб. на закупку оборудования и обучение специалиста-полиграфолога. Георгий Минасян, директор по безопасности компании – производителя программного обеспечения для контроля продуктивности сотрудников «СерчИнформ», рассказал, для чего украинский оператор может применять полиграф и будет ли это выгодно.
РЖД-Партнер

Готова ли железнодорожная отрасль к переходу на кассетные подшипники?

Готова ли железнодорожная отрасль к переходу на кассетные подшипники?
С 2021 года 90% российских грузовых вагонов грозит обязательная смена роликовых подшипников на кассетные. Пока на территории России кассетные подшипники производят предприятия ООО «СКФ», ООО «ЕПК – Бренко Подшипниковая компания» и ООО «Тимкен ОВК». О том, кому выгоден этот переход и какие риски могут возникнуть при реализации, РЖД-Партнер поговорил с заместителем генерального директора ООО «СКФ» Александром Никитиным.
РЖД-Партнер

«Пломба с интеллектом» до Пекина доведёт

«Пломба с интеллектом» до Пекина доведёт
Объемы евро-азиатского сухопутного транзита с каждым годом растут. Вместе с ними растут и требования грузоотправителей к обеспечению вопросов безопасности перевозок и сохранности груза. О потребностях рынка в новом поколении запорно-пломбирующих устройств, иначе называемых «электронная пломба» и возможностях их производителей, на полях XXVIII Пленарного заседания КСТП мы беседуем с президентом группы компаний «Страж» Виктором Крыловым.

  1. С 2021 года 90% российских грузовых вагонов грозит обязательная смена типа подшипников — с сегодняшних роликовых на кассетные. Для новых вагонов роликовые подшипники собираются запретить уже с 2020 года. Насколько данная мера окажется затратной для участников отрасли и стоит ли ожидать дефицита комплектующих?

Выставка Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум
Индекс цитирования

Copyright © 1998-2019 ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions

beylikduzu escort