– Правила недискриминационного доступа перевозчиков к инфраструктуре железнодорожного транспорта общего пользования направлены на эффективное распределение дефицитных провозных мощностей железнодорожной инфраструктуры между грузоотправителями. В процессе создания и доработки правил был разработан механизм для стимулирования отдельных отраслей экономики и целых регионов.
С момента принятия решения главой государства о поддержке угольной отрасли Кузбасса правила были доработаны с учетом необходимости увеличения квот на вывоз экспортного угля в восточном направлении для достижения целевых показателей, предусматривающих ежегодный прирост этих показателей. Таким образом, для Кузбасса был задан вектор развития в сфере международной торговли, при этом в свете последних событий крепнет убежденность в том, что этот вектор был выбран правильно.
Столкнувшись с санкционным давлением на экономику, Правительство РФ приняло решение приостановить действие правил для того, чтобы иметь возможность более гибко реагировать на стремительно меняющиеся внешние и внутренние условия.
– После отмены Правил распределение пропускной способности сегодня фактически осуществляется в ручном режиме?
– Да, но вместе с тем ОАО «РЖД» утвердило временный порядок перевозки грузов и руководствуется им при определении очередности грузоотправителей при распределении провозных мощностей, в том числе в восточном направлении. При рассмотрении временного порядка оказалось, что для перевозки кузбасского экспортного угля железнодорожники определили шестую очередь. Причем недоумение взывает не только низкий приоритет угля при распределении очередности грузов, но и непрозрачность механизма согласования заявок.
Следует учитывать, что приостановка правил не отменяет поручения президента РФ об увеличении на 30% экспорта угля на восток к 2024 году относительно уровня 2020-го. И хотя действующий временный порядок формально не учитывает поручение главы государства, долю ответственности ОАО «РЖД» за его исполнение никто не отменял.
Принимая во внимание все вышесказанное, временный порядок, предложенный ОАО «РЖД», не поддерживается правительством Кузбасса. В интересах Кузбасса и всей угольной отрасли мы готовы принять участие в разработке поправок к существующей редакции временного порядка во взаимодействии с правительством России и Минтрансом России.
– Какие риски Вы видите сегодня для региона в связи с приостановкой ПНД?
– Не случайно приостановленными ныне правилами приоритет отдан именно Кузбассу, ведь наш регион обеспечивает 20% погрузки железных дорог страны, а на Западно-Сибирской железной дороге данный показатель достигает 80%. К тому же экспорт угля обеспечивает значительную долю валютной выручки, поступающей в нашу страну от продажи энергоносителей. В данном случае, получив смещение приоритета в сторону иных грузов, мы рискуем мгновенно ухудшить деловую и социально-экономическую среду в регионе. Хотя именно сегодня важно всеми силами сохранять все имеющиеся деловые связи, инвестиционные проекты и производственно-логистические цепочки.
Временный порядок ОАО «РЖД» не является адекватной заменой ПНД ввиду единоличной роли перевозчика при распределении провозных мощностей инфраструктуры. Такие вопросы должны решаться коллегиально, поэтому мы настаиваем на сохранении очередности в соответствии с ПНД, утвержденными постановлением правительства Российской Федерации от 25 ноября 2003 года № 710.
17 марта состоялось совещание под председательством губернатора Кузбасса Сергея на тему перспектив вывоза угля с участием Минтранса России, Минэнерго России, ОАО «РЖД» и операторов подвижного состава. На совещании было озвучено предложение – скорректировать временные правила определения очередности перевозок грузов, возобновив методику планирования и распределения объемов вывоза угля с участием Минэнерго России (сейчас она является приложением к ПНД) с определением конкретных объемов вывоза угля из отдельных регионов в соответствии с поручениями президента страны.
– Насколько, на Ваш взгляд, это решение в целом будет способствовать активному переключению экспорта на восток страны?
– По состоянию на сегодняшний день формирование прогнозных оценок представляется проблематичным. Но стоит отметить, что восточное направление традиционно пользуется спросом у грузоотправителей. При этом сдерживающим фактором всегда выступала ограниченная пропускная способность железнодорожной инфраструктуры и значительная протяженность маршрутов.
– Обеспечит ли приостановка действия правил пропуск большего количества высокодоходных грузов по железнодорожным магистралям страны?
– С момента вступления в действие временного порядка перевозки грузов повысился приоритет транзитных перевозок контейнерных грузов, поэтому увеличение объема таких грузов действительно может произойти. Но опять же давать прогнозные оценки в текущих условиях весьма проблематично.
Беседовала Наталья Гусаченко