с одной стороны, давление оказывала группа факторов, способствовавших снижению ставок аренды вагонов, а с другой – сформировались тренды, толкавшие их вверх. Ситуация оказалась прогнозируемой, поскольку в августе хотя операторы и заняли выжидательную позицию, но осень-то всегда считалась временем перемен. Вопрос, куда качнутся ставки, вызывал интригу. РЖД-Партнер представляет очередной ежемесячный обзор с указанием абсолютных значений ставок аренды вагонов на споте (руб./сут.) и ставок доходности вагонов (руб./сут.) по итогам истекшего месяца, оценок и прогнозов динамики на перспективу. Читайте в материале «Вагонный ванька-встанька».
В 2021 году правительство утвердило Транспортную стратегию на период до 2030 года. Эта стратегия направлена на опережающее удовлетворение ожиданий основных пользователей и потребителей транспортного комплекса. Транспортный комплекс также выполняет важные функции по достижению государственных целей в части обеспечения национальной безопасности, экономического роста, связанности территории страны и выстраивании логистики со странами – экспортерами и импортерами.
В 2022 году транспортная отрасль столкнулась с новыми ограничениями, такими как закрытие территорий, воздушного пространства и морских портов недружественных стран, остановка закупок и обслуживания транспортных средств, воздушных судов недружественных стран, потеря доступа к финансовой инфраструктуре. О том, как необходимо скорректировать планы развития в новых реалиях и что уже делается в этом направлении, – в интервью с заместителем министра экономического развития РФ Максимом Колесниковым «Ключевая задача – переориентация транспортных потоков».
Показатели погрузки существенно подпортили итоги III квартала. Причем опросы грузовладельцев в рамках исследования «Индекс качества услуг на железнодорожном транспорте» показали, что многие клиенты воспринимают такой результат как иррациональный. Очень многие респонденты указали, что грузы, которые можно было предъявить к погрузке по выбранным клиентами направлениям, на сети не всегда принимали – без объяснения причин со стороны железных дорог. Итоги 9 месяцев 2022-го заставляют предположить, что нынешний год по объемам погрузки РЖД на фоне санкций проходит несколько хуже, чем в период пандемии. В структуре погрузки практически не остается якорных номенклатур, за которые могла бы зацепиться динамика для выхода из отрицательной зоны, если не учитывать стройматериалы и грузы, доставляемые небольшими партиями. Чего ожидать в ближайшей перспективе? Подробности в статье «Падение глубже, чем ожидалось».
Рынок автоперевозок переживает нелегкие времена. Ставки падают почти полгода, спрос снижается, а затраты, наоборот, растут. Однако перевозчики сельхозпродукции и сборных грузов пока наблюдают не только рост спроса, но и увеличение доходов от своих услуг. На деловом онлайн-семинаре «Грузовая панорама. Перевозка дорогостоящих, в том числе сборных, грузов мелкими партиями», организованном журналом РЖД-Партнер, участники рынка открыто рассказали и о доходах, и о точках роста. Оказывается, если автоперевозчикам, основным участникам сегмента перевозки «сборников», вложиться в складскую инфраструктуру и объединиться с авиаторами и железнодорожниками, то доходы окажутся еще выше. О возможных перспективах – в материале «Маржу наращивают сборные грузы».
По данным ОАО «РЖД», по Восточному полигону в текущем году смогли провести поездов больше за счет как проектов модернизации сети, так и организационных мероприятий. Правда, сложно понять доли этих двух компонентов. Если взять проекты модернизации сети, то холдинг отчитывается, что свои обязательства выполняет. Однако сроки введения в эксплуатацию объектов периодически сдвигаются. И это вызывает тревогу. Перевозчик обещает, что провозная способность Восточного полигона в 2022 году составит 158 млн т, а в 2024-м – 180 млн т. Много это или мало? Каковы потребности клиентов? И какие есть инструменты для дальнейшего увеличения объемов грузоперевозок на восток? Подробности в статье «Поворот на восток: как его ускорить?».
Из-за введенных в отношении РФ санкций и, как следствие, изменения привычных транспортно-логистических цепочек власти делают ставки на МТК Север – Юг протяженностью более 4 тыс. км, заявляя, что он открывает новые возможности для экономики в целом и для свободной торговли между странами ЕАЭС в частности. МТК Север – Юг называется транспортным каркасом Евразии.
На развитие МТК Север – Юг, связывающего транспортные системы Индии, Ирана и России, до 2030-го планируется выделить $1,5 млрд. Но скорость развития проекта зависит от целого ряда факторов – темпов и объемов строительства нужной инфраструктуры, наличия грузовой базы и, главное, согласованности взаимодействия со странами-партнерами и участниками. Возможно ли оперативно запустить данный маршрут – читайте в статье «Насколько реален потенциал?».
Хотите узнать больше? Подписывайтесь на журнал РЖД-Партнер.