+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
18.12.2023 10:16:12
ЖД Транспорт / Комментарии
РЖД-Партнер

Вагоны стали чаще уходить в ТОР

Объем текущих ремонтов вагонного парка, как ожидается, по итогам 2023 года превысит прошлогодний уровень на 1% и составит порядка 1,3 млн. При этом по-прежнему основная их доля приходится на ТР-2, который, по прогнозам «РМ Рэйл», возрастет на 3%, примерно до 920 тыс. В свою очередь количество ТР-1 должно сократиться на 1%.
Вагоны стали чаще уходить в ТОР
Отцепкам все возрасты покорны

Динамику роста отцепок в текущий отцепочный ремонт фиксируют и в Союзе вагоноремонтных предприятий (СВРП). До этого с 2021 года по ним наблюдался некоторый спад.

За 10 месяцев отцепки увеличились до 1 млн 153 тыс. Это на 6% больше, чем годом ранее. Стоит сказать, что парк вагонов на сети за данный период времени прирос на 3,5%, до 1 млн 315 тыс. ед.
Статистика отцепок свидетельствует о том, что неисправности технологического характера по сравнению с прошлогодними данными снизились почти на 9% (до 397,8 тыс.), а эксплуатационного выросли на 15,3% (до 736,9 тыс.) Также более чем в 1,5 раза увеличилось количество повреждений вагонов, до 18,8 тыс. К сведению, повреждаемость подвижного состава при выгрузке, особенно в портах, остается на достаточно высоком уровне.

Как показывает мониторинг СВРП, результаты которого были представлены на XXI Международной конференции «Рынок транспортных услуг: взаимодействие и партнерство», подвижной состав отцепляется даже до первого деповского ремонта. Коэффициент отцепок во второй половине жизненного цикла вагона в 1,5 раза выше, чем в начале его эксплуатации. Причем фиксируется постепенное накопление усталостных дефектов кузова.

Анализ парка с разбивкой по годам постройки свидетельствует о том, что самый высокий коэффициент отцепок имеет подвижной состав, который проходил капитальный ремонт, хотя по-хорошему КР должен был восстановить состояние вагона близко к новому. Несколько ниже этот показатель по парку, который проходил деповской ремонт, но не дошел до капитального.
Третья зона относится к вагонам, которым еще не производился ДР, здесь коэффициент отцепок самый низкий, что в общем-то закономерно. Тем не менее есть случаи, когда их отцепляют в ТОР, и это говорит о том, что даже у нового вагона конструктивная надежность не обеспечена тем, чтобы безотцепочно отработать межремонтный интервал до деповского ремонта, обращает внимание исполнительный директор Союза вагоноремонтных предприятий Дмитрий Лосев.

Конечно, негативную роль, ведущую к отцепкам, может играть нарушение условий эксплуатации, кроме того, возможны ошибки проектирования, недостаточные и неоднозначные требования ремонтной и нормативно-технической документации. Возникает вопрос и к создателям новых вагонов с увеличенным межремонтным пробегом. «Давайте посмотрим, может быть, у нас искусственно завышены межремонтные интервалы», – не исключает Д. Лосев.

Как подчеркнула член президиума Союза операторов железнодорожного транспорта Ирина Чиганашкина, гарантия вагоностроителей не заканчивается на первом деповском ремонте. При этом повреждения в эксплуатации могут быть на совести конструкторов. Предлагается совместно с Объединением вагоностроителей изучить подобного рода вопросы. Здесь возможен поиск альтернативных и оптимальных решений, например, по современным композитным материалам в технологии изготовления узлов и деталей вагона.

Колесным парам – особое внимание

По-прежнему серьезная доля неисправностей приходится на тонкий гребень. Из-за этого в январе – октябре отцеплено 363 тыс. вагонов, что составляет почти треть от общего количества отцепок. В числе других причин – выщербины (еще 12% отцепок), запор люка (11%), упор крышки люка (5%), завышение клина (5%), расцепной привод (5%), обрыв шва стойки (4%) и т. д.
В свою очередь СВРП предлагает меры по увеличению срока службы колесных пар. Это, в частности, сокращение расстояния между внутренними гранями колес вагона до 1437 мм.
«В документах на формирование колесной пары минимально допустимый размер – 1439 мм. При этом написано, что в эксплуатации допускается 1437 мм», – говорит Д. Лосев, уточняя, что сокращение расстояния между гранями на 1 мм, согласно анализу, увеличивает пробег на 10 тыс. км.

Другие предложения касаются изменения параметров толщины гребня колесной пары в 33 мм (это применялось при МПС), а также использования тормозных колодок с чугунной вставкой. Последняя мера, отмечает руководитель СВРП, положительно себя показывает с точки зрения круга катания от возникновения мелких выщербин, ползунов.

«Массового применения эти колодки не получили. Да, они дороже, но спасают колесную пару», – заверил Д. Лосев.

И. Чиганашкина предлагает данную проблематику вынести на обсуждение профессиональных сообществ с возможной корректировкой нормативной базы.

«И внутреннее расстояние, и лубрикация, и твердое колесо, и толщина гребня – это точно серьезная дискуссия. Возможно, сделаем совместно с СВРП какой-то план мероприятий, пойдут пилотные проекты, в том числе обязательно с РЖД, для того, чтобы результаты этих исследований позволили нам претендовать на определенное изменение нормативки», – заключила член президиума СОЖТ.
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ



Читайте также

  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions