Падает производство – падает погрузка
На Северной магистрали за 3 месяца погружено 3,1 млн т (-21,6% к аналогичному периоду 2022 года), Дальневосточной – 729 тыс. т (-15,4%), Восточно-Сибирской – 579,5 тыс. т (-34,9%), Свердловской – 441,4 тыс. т (-10,4%).
Данные Единой межведомственной информационно-статистической системы (ЕМИСС) свидетельствуют о значительном снижении объемов по отношению к аналогичному периоду 2022 года практически по всем основным продуктам ЛПК. В то же время с начала 2023-го наблюдается оживление производства пиломатериалов и древесно-волокнистых плит. Также пошел в рост выпуск клееного бруса, одной из наиболее пострадавших номенклатур среди лесных грузов в прошлом году из-за санкций.
Одновременно наметилось снижение целлюлозы, бумаги и картона. Стагнирует производство топливных гранул (пеллет). Это также одна из пострадавших позиций лесоэкспортеров вследствие потери западных рынков. Объем производства гранул сегодня находится на уровне 6-летней давности, когда Россия, по сути, начинала активное продвижение данного продукта на внешних рынках.
Сейчас активизировать сбыт пеллет планируется за счет развития в России производства котельного оборудования, работающего на биотопливе, и его более широкого внедрения в ЖКХ и коммунальной энергетике. В качестве мотивации в правительстве РФ рассматривают возможность предоставления из федерального бюджета производителям такого оборудования субсидий на возмещение недополученных доходов в связи с реализацией его со скидкой. Кроме того, планируется установить долгосрочные тарифы на тепловую энергию и фиксированные цены на биотопливо, поставляемое для нужд котельных.
Заявка без перепродажи
Безусловно, большие надежды российского ЛПК связаны с восстановлением экспорта, поиском альтернативных рынков сбыта. Согласно данным директора Рослесинфорга Павла Чащина, в начале этого года отечественная пилопродукция направлялась примерно по 40 международным направлениям. Большая часть лесных грузов отгружалась в 15 государств, главным образом Восточной и Центральной Азии, а также Ближнего Востока.
«В целом рост экспортных поставок по отдельным направлениям свидетельствует, что за год санкционных ограничений российским предприятиям лесопромышленного комплекса удалось найти новых контрагентов и оперативно перенастроить логистические и торговые пути. Также ослабления профилактических ограничительных мер в Китае увеличат в этом году объемы поставок отечественной продукции», – убежден П. Чащин.
Доставка лесных грузов на внешние рынки во многом зависит от возможностей железнодорожного транспорта. Напомним, президентом РФ в феврале 2023 года утвержден перечень поручений по поддержке ЛПК. В частности, правительству совместно с РЖД предстояло рассмотреть вопросы очередности транспортировки лесопродукции на сети железных дорог. При этом следовало определить перевозки таких грузов, как приоритетные, при условии наличия у лесоэкспортера производственных мощностей и подтвержденной грузовой базы.
Кроме того, сейчас изучается вопрос увеличения штрафов за неиспользованные заявки на перевозку лесных грузов железнодорожным транспортом во избежание спекуляций. По словам отраслевых экспертов, таким образом должна появиться возможность для борьбы со злоупотреблениями, связанными с компаниями, не имеющими реальной базы лесных грузов. Возникали случаи, когда они зарабатывали на перепродаже согласованных заявок ГУ-12.
«Количество предприятий, желающих на этом подзаработать, получить ГУ-шку и потом ее перепродать, возрастает», – констатировал в начале марта представитель Красноярского ТЦФТО.
Директор ООО «Левана» Евгения Зинченко предлагала территориальным подразделениям РЖД провести в лесопогрузочных регионах своего рода инвентаризацию отгрузочных мощностей отправителей лесопродукции. Тогда бы появилось понимание того, кто реально работает с лесом, а кто, не имея профильных активов, занимается перепродажей согласованных ГУ-12.
Автор: Павел Белов
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.