+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
28.09.2023 12:54:15
ЖД Транспорт / Комментарии
РЖД-Партнер

Уход от монополии к рыночной системе был логичным шагом

Создание ОАО «РЖД» 20 лет назад стало символом перемен в железнодорожной отрасли. С этого момента начался путь к построению конкурентной модели рынка, которая работает сегодня. Проведение реформы позволило привлечь частные инвестиции для обновления вагонного парка и наращивания производственных мощностей для обслуживания и ремонта подвижного состава. Об итогах либерализации отрасли и о развитии вагоноремонтной составляющей нам рассказал генеральный директор АО «СГ-транс», вице-президент НП «ОПЖТ» Сергей Калетин.
– Сергей Владимирович, в 2001 году было объявлено о начале железнодорожной реформы, итогом которой должно было стать формирование конкурентной рыночной среды. В каких условиях проходила тогда реформа?

– В конце 1990-х гг. на сети объективно не хватало вагонов и этот дефицит усиливал старение парка. Объем инвестиций в отрасль снижался, а износ основных производственных фондов по мере сокращения финансирования возрастал. Уход от монополии к рыночной системе был логичным шагом на фоне изменений в стране, чтобы переломить сложившуюся ситуацию. При этом учитывалось, что полная передача активов в частные руки несет в себе риски в силу стратегической важности железнодорожного транспорта для устойчивости экономики и роста промышленности.

1 октября 2003 года был образован единый хозяйствующий субъект – открытое акционерное общество «Российские железные дороги», 100% акций которого принадлежит государству. Создание РЖД обеспечило устойчивость и управляемость системы в период реформирования. В итоге мы пришли к той модели рынка, которая достаточно эффективно работает сегодня.

В скором времени после создания ОАО «РЖД», а точнее – в январе 2004 года, процедуру акционирования прошел «СГ-транс». В следующем году исполняется 20 лет этому событию и 65 лет с момента начала нашей деятельности на рынке железнодорожных перевозок сжиженных углеводородов.

– Каких результатов удалось достичь за счет либерализации железнодорожной отрасли?

– Реформа железнодорожной отрасли обеспечила выход на рынок частных операторов, а появление конкуренции между ними стало стимулом для повышения эффективности логистики. Борьба за клиента подтолкнула операторов совершенствовать услуги перевозки с точки зрения сроков, скорости, надежности доставки. Получили развитие новые сервисы, например, транспортировка от двери до двери, оформление услуг в цифровом формате. Все вместе это повысило привлекательность железной дороги в глазах грузоотправителей.

Кроме того, приход в отрасль бизнеса обеспечил приток инвестиций в развитие инфраструктуры и подвижного состава. Компании были готовы вкладываться в приобретение вагонов и их ремонт. Это дало стимул и для развития смежных отраслей, включая лизинг, вагоностроение, техническое обслуживание и ремонт грузовых вагонов. Вывод ремонта из структуры ОАО «РЖД» стал логичным продолжением реформы. Здесь также сформировался конкурентный рынок услуг.

– Вы ведь как раз работали в департаменте вагонного хозяйства ОАО «РЖД», когда реформа затронула сферу ремонта и обслуживания парка. Какие изменения Вы бы выделили?

– Действительно, с 2006 по 2008 год я работал первым заместителем начальника департамента вагонного хозяйства ОАО «РЖД». Нашей первостепенной задачей было обеспечивать надежную и бесперебойную эксплуатацию вагонов на сети. Незыблемым правилом для нас было то, что вагоны не должны допускаться к перевозке без качественного ремонта в требуемый срок. Соответственно, важно было развивать и модернизировать ремонтные мощности.

Я бы выделил два изменения, которые имели принципиальное значение для развития ремонта и обслуживания грузовых вагонов. Первое – это разделение вагонных депо на ремонтные и эксплуатационные. Это позволило избежать их чрезмерной загруженности и сконцентрироваться на определенном виде деятельности, повысив эффективность работы и снизив процент браковки.

Второй важный момент – переход ремонтных депо в руки частных компаний. Впервые ОАО «РЖД» выставило часть этих объектов на открытые торги в 2008 году. Новые владельцы тогда гарантировали, что предприятия будут заниматься ремонтом вагонов не менее пяти лет. Для отрасли было важно привлечь финансирование, чтобы обновлять ремонтную базу, а бизнес получал готовые предприятия с квалифицированными кадрами.

– Как сейчас развивается рынок ремонта и обслуживания грузовых вагонов?

– Идет импортозамещение не только комплектующих, но и технологий. Некоторые работы ранее выполнялись, главным образом, за границей и были слабо развиты или же вообще не делались у нас в стране. Сейчас в силу обстоятельств на такие услуги есть спрос. Как пример могу привести аммиачные цистерны. Поскольку аммиакопровод Тольятти – Одесса выведен из строя, производители переориентируют свою логистику в том числе на железнодорожный транспорт. Мы в АО «СГ-транс» отработали технологию по очистке и техническому освидетельствованию цистерн для перевозки аммиака. Такие услуги оказывает Самарский филиал компании, рядом с которым находится один из крупнейших заводов-производителей аммиака «Тольяттиазот».

Кроме того, меняется география сервисного обслуживания вагонов и танк-контейнеров с учетом новых логистических цепочек. С этой целью мы планируем развивать нашу инфраструктуру.

– Если продолжить тему инфраструктуры, какой Вы видите здесь роль частного бизнеса?

– В текущих условиях, когда нужно быстро переориентировать логистику на новые направления, бизнес напрямую заинтересован в увеличении мощностей инфраструктуры. Мы видим это сейчас, когда Восточный полигон перегружен, а порты испытывают дефицит неугольных терминалов. Появляются масштабные проекты: строительство Тихоокеанской железной дороги, глубоководного морского порта в районе поселка Индига, терминалов – на частные инвестиции. Считаю, что государство и частные игроки должны сотрудничать для достижения общей цели.

Иван Сергеев

18 сентября 2003 года вышло постановление правительства о создании ОАО «РЖД». С 1 октября компания начала хозяйственную деятельность. Ко дню рождения холдинга в номере 17-18 журнала «РЖД-Партнер» опубликован специальный проект «20 лет ОАО «РЖД», в который вошли несколько материалов, посвященных реформе и преобразованиям на российских железных дорогах, развитию инфраструктуры, целям и результатам инвестиционной программы («Стратегические задачи управления», «Движение к цели под стук колес», «Инвестиции не догнали»), а также статья Валентина Гапановича, президента ассоциации «Объединение производителей железнодорожной техники, и интервью с генеральным директором АО «СГ-транс», вице-президентом НП «ОПЖТ» Сергеем Калетиным («Уход от монополии к рыночной системе был логичным шагом»).

Продолжается подписная кампания «РЖД-Партнера» – на подписку и доставку печатных и электронных версий журналов «РЖД-Партнер» и «РЖД-Партнер Документы», а также на пакеты из этих изданий в 2024 году. Для постоянных подписчиков и тех, кто впервые подпишется на наши журналы, разработана гибкая система бонусов и скидок.
• При оформлении подписки на журналы «РЖД-Партнер» и «РЖД-Партнер Документы» до 1 октября 2023 года предоставляется скидка 10%
• Всем подписчикам журналов «РЖД-Партнер» и «РЖД-Партнер Документы» предоставляется 10%-ная скидка при подписке на исследование «Ставки и грузовые вагоны»
• Компании, ранее не подписывавшиеся на наши журналы, получат бесплатный разовый доступ к электронным версиям «РЖД-Партнер» и «РЖД-Партнер Документы» для принятия решения о подписке на 2024 год.
• Подписчикам журнала «РЖД-Партнер» доступны ежемесячные обзоры ставок на предоставление грузовых вагонов

Подписывайтесь на «РЖД-Партнер» и "РЖД-Партнер Документы". Будьте в курсе событий транспортного рынка!

У вас остались вопросы?
Задайте их!
тел.: + 7 (812) 418-34-99
e-mail: rasp@rzd-partner.ru
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ



Читайте также

  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions