+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
24.12.2020 15:05:00
ЖД Транспорт / Комментарии
РЖД-Партнер

Удешевить и изменить: энергоснабжению Восточного полигона тоже придется ужаться

На днях стало известно, что Минэнерго России скорректировало схему строительства дополнительной генерации для энергоснабжения Восточного полигона.
В частности, по-прежнему предлагается построить ТЭС «Пеледуй» в Бодайбинском районе Иркутской области на 456 МВт и расширить угольную Нерюнгринскую ГРЭС «РусГидро» на два энергоблока по 215 МВт каждый. Но при этом решено отказаться от новых угольных ТЭС в Советской Гавани (в районе порта Ванино) на 260 МВт и Находке на юге Приморского края мощностью до 280 МВт. В итоге общая мощность генерации снизится с 1,4 ГВт до 1,116 ГВт, а предварительные затраты по проекту сократятся с 305 млрд руб. до 266 млрд руб.

Схему должны утвердить на правительственной комиссии по электроэнергетике, но пока официальных данных об этом нет.

Расширение пропускной способности Восточного полигона до 180 млн т к 2024 году требует строительства дополнительной генерации и нескольких тысяч километров электросетей. БАМ и Транссиб пересекают объединенную энергосистему Дальнего Востока и энергосистему Восточной Сибири, сейчас эти две энергозоны соединяют две ЛЭП 220 кВ. И тема энергоснабжения Восточного полигона не менее острая, чем введение квотирования на БАМе и Транссибе, вывоз угля на экспорт, сохранение объема инвестиций в проект расширения, дефицит строителей и т. д.

Еще летом «Россети» запросили у правительства бюджетную субсидию на электрификацию БАМа и Транссиба. Общая стоимость строительства новых подстанций и магистральных сетей оценивается в 184,73 млрд руб. Сообщалось, что из них субсидия может составить 134 млрд руб. Тогда в ОАО «РЖД» говорили, что приведенные в презентации «Россетей» цифры – предварительная оценка. Как именно будет обеспечено энергоснабжение второго этапа, только решалось.

Спустя два месяца за электросетевую инфраструктуру второй очереди расширения БАМа и Транссиба предложили заплатить всей промышленности. В частности, для этого Минэнерго предлагало с июля 2021-го по 2025 год поднимать тарифы для потребителей Федеральной сетевой компании (ФСК, управляет магистральными сетями) дополнительно на 0,6% в год, для распределительных сетей – на 0,2% в год.

Аналитики оценивали рост нагрузки на оптовый рынок до 40 млрд руб. А возмущенные участники рынка просили переложить расходы на угольщиков. Министр энергетики Александр Новак предложил финансировать строительство энергетической инфраструктуры для второго этапа расширения провозной способности Восточного полигона из инвестпрограммы «Россетей».

Альтернативным вариантом в этом случае могла выступить уже рассматриваемая бюджетная субсидия на 134 млрд руб. Но шансы получить ее в нынешних условиях по-прежнему чрезвычайно малы.

Тогда эксперты высказывали мнение, что финансовая поддержка государства – это пока единственный реальный вариант обеспечить электроснабжение БАМа. Для электроснабжения БАМа требуется дополнительная генерация электроэнергии, и, так как энергосистемы Дальнего Востока и Восточной Сибири не синхронизированы, это может стать причиной недостатка мощности на магистрали, особенно с учетом увеличения провозной мощности железнодорожной магистрали до 184 млн т к 2024 году.
10 ноября правительство РФ одобрило четыре проекта строительства генерации для электрификации БАМа и Транссиба мощностью до 1,4 ГВт. Это новые ТЭС в Пеледуе, Находке и Советской Гавани, а также расширение Нерюнгринской ГРЭС «РусГидро».

10 ноября текущего года правительство одобрило четыре проекта строительства объектов генерации для электрификации БАМа и Транссиба мощностью до 1,4 ГВт, говорит генеральный директор АО «Трансэнерком» Олег Шевцов. Этот проект был направлен на развитие электроэнергетической отрасли на Восточном полигоне. Сумма инвестиций в строительство сооружений составляла 250 млрд руб. плюс 100 млрд на строительство электросетей.

А 21 декабря текущего года Минэнерго изменило схему строительства объектов генерации для электрификации БАМа и Транссиба, отказавшись от сооружения новых ТЭС в Советской Гавани и на юге Приморского края. Вместо этого принято новое решение по строительству энергоблоков на Партизанской ГРЭС и проведению ЛЭП до Советской Гавани. Это связано с возможностью сократить затраты на проект с 305 млрд до 266 млрд руб. При этом существенного снижения энергоэффективности объектов быть не должно, мощность снизится с 1,4 ГВт до 1,116 ГВт. Таким образом, экономия бюджета составляет 39 млрд руб., которые могут быть вложены в развитие других проектов в отрасли электроэнергетики на Восточном полигоне.

На то, что энергосистема не позволяет перевозить по БАМу больше грузов, не расширяя инфраструктуру, недавно обращал внимание президент АНО «Институт исследования проблем железнодорожного транспорта» Павел Иванкин, говоря о том, что сегодня есть технологические и технические решения, которые позволяют увеличивать пропускную и провозную способность БАМа. Но по ним работа пока идет не в полную силу за счет нехватки источников электроэнергии. На Восточном полигоне сегодня есть очень большой дисбаланс в электроэнергии, высказывался он.

«Пока мы не определились с тем, какой объем инвестиционной программы будет у «Россетей», в каких точках будет дополнительный прирост энергомощностей на Восточном полигоне, обсуждать сегодня нормальное завершение второй очереди и тем более начало третьей очереди мне кажется все-таки преждевременным», – делился мнением П. Иванкин с корреспондентом редакции.

Очевидно, что угольщикам важно быстрее вывозить уголь, но самое главное – баланс по электроэнергетике. «Мы сегодня можем перевозить по БАМу больше, чем возим, не расширяя инфраструктуру. Но нам это не позволяет делать энергосистема», – резюмировал эксперт.

Участники рынка отмечают: на Восточном полигоне основной упор делается на угольную энергию, таким образом, модернизация и развитие электроотрасли позволят в ближайшем будущем прийти к балансу в источниках энергии. Поэтому решения о снижении мощности электрификации направлены на повышение энергоэффективности, данный проект сможет обеспечить достаточное количество энергии для создания баланса в источниках энергии и энергозатратах, что, в свою очередь, позволяет развивать данный регион и делает его более привлекательным для инвесторов и новых проектов.

Существующую сегодня проблему сохранения дисбаланса генерирующих мощностей высвечивает и аналитик «Фридом Финанс» Евгений Миронюк. Любое решение по сокращению затрат на строительство будет благоприятным, если при этом не сдвинутся сроки реализации проекта, говорит он.

«Задача увеличения мощностей электрогенерации Восточного полигона стратегическая и может реализовываться поступательно несмотря на дефицит бюджета в период пандемии.
Решение проблемы предложено путем расширения существующих мощностей и прокладки ЛЭП, что потенциально увеличивает зависимость регионов Приморского и Хабаровского краев, граничащих с Татарским проливом, от удаленных гидрогенерирующих мощностей. Однако новая схема строительства генерирующих мощностей не исключает строительства других ТЭС в будущем, тем более что итоговая общая мощность генерации снизится на 0,284 ГВт по сравнению с предыдущим планом. Это может говорить о том, что в интервале 5–10 лет может понадобиться строительство новых ТЭС», – анализирует Е. Миронюк.

В то же время, по мнению промышленного эксперта Леонида Хазанова, принципиального значения размещение электростанций на территории Восточного полигона может и не иметь, но вот нехватка линий электропередачи будет оказывать негативное влияние на темпы развития грузовых перевозок по БАМу и Транссибу. «В таком случае придется содержать большой парк магистральных газотурбовозов, которые не факт, что окажутся дешевле локомотивов на электрической тяге и по уровню рентабельности эксплуатации, и по затратам на ремонт», – отмечает он.

По мнению Л. Хазанова, все будет зависеть от мощностей конкретных электростанций и электросетевого хозяйства: если их хватит для желаемого уровня внешнего снабжения БАМа и Транссиба, то проблем не возникнет, если же нет, то тогда может иметь место дисбаланс на отдельных частях Восточного полигона.

В начале октября ОАО «РЖД» начало работу над третьей очередью расширения Восточного полигона, рассчитанной до 2030 года. Но эксперты сходятся во мнении: необходимо сначала понять баланс электроэнергии, привязать к этому уже существующие технические и технологические решения и только потом уже выходить на третью очередь расширения.

Проект модернизации БАМа рассчитан на перспективу, и в регионе пока нет спроса на тот объем электроэнергии, который планируют предложить «Россети». Взять на себя оплату экономически обоснованного тарифа, соответственно, некому. И поэтому финансовая поддержка государства рассматривается пока как единственный реальный вариант обеспечить электроснабжение БАМа.

РЖД-Партнер также сделал соответствующие запросы в Минэнерго России и ОАО «РЖД». Но оперативного комментария получить пока не удалось.
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ



Читайте также

  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions