+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
11.05.2022 09:40:19
ЖД Транспорт / Комментарии
РЖД-Партнер

У погрузки на РЖД в апреле начался антракт…

Погрузка на РЖД в апреле текущего года оказалась похожей на фразу из известного фильма: кончается контракт – начинается антракт. И действительно: в апреле и мае предстояло заключение новых контрактов с грузоотправителями. А поскольку их стало меньше, то и железнодорожная погрузка стала падать.
Ранее на сети могли утверждать, что особо и не ощутили влияние санкций на железнодорожные перевозки, поскольку до марта многие клиенты грузили по инерции – в рамках старых договоров. Соответственно и динамика перевозок сохранялась положительной.

Апрель изменил картину: по оперативной информации ОАО «РЖД», погрузка на сети в апреле 2022 года снизилась на 5% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, до 102,4 млн т.

Вниз потянули практически все ключевые номенклатуры: уголь, руда, нефтегрузы, минудобрения, лес, лом, промсырье и цемент. В плюсе оказались только черные металлы, щебенка и зерно.

В основном похолодание коснулось экспорта. Внутренние перевозки продемонстрировали стремление к небольшому росту, но в целом ситуация оставалась волатильной, отметили участники рынка. Это было неудивительным, поскольку достаточно часто клиенты меняли ранее объявленные и направление перевозок, и объемы погрузки.
Поскольку к подобным перепадам мало приспособлены. Поэтому нередко возникали заторы. Увеличение сортировок на промежуточных станциях приводило к дополнительным задержкам поездов в пути, что отмечали многие респонденты в рамках Индекса качества услуг на железнодорожном транспорте, который проводит журнал РЖД-Партнер.

Тем не менее в ОАО «РЖД» отмечают и положительные моменты, вызванные перестройкой логистических цепочек. В результате удалось увеличить погрузку на ряде железных дорог. И не только в Китай, но и по другим направлениям – в Бразилию, Белоруссию, Азербайджан. Причем пока остаются резервы в направлении МТК Север – Юг. Погрузка в апреле могла осуществляться уже и через порты Каспийского моря. В частности, из Оли товары стали отправлять в Иран. Также рассматриваются перспективы контейнерных перевозок через железнодорожный пропуск Самур и далее в Азербайджан и Иран.

И все же эксперты вынуждены признать: российский рынок оказался разбалансированным. Данный процесс только усилится в перспективе, поскольку набирают обороты серые схемы продаж.

Уголь есть, но его не отправить покупателям

В апреле текущего года на сети погрузили, по предварительным данным, более 29 млн т угля. А это почти на 6% меньше, чем за аналогичный период 2021 года. Более всего потери объемах оказались ощутимыми на Северо-Западе РФ. Оно, впрочем, и понятно: в странах ЕС решили отказаться от российского угля. И эта идея начала реализовываться на практике – отправки в Европу стали снижаться.

Пока еще некоторые объемы продолжают отправлять через российские морские порты. Однако вопрос в том, куда именно будут грузить сырье. Есть вероятность, что летом перевалка на терминалах в Усть-Луге и Мурманске перенаправят на азиатские рынки.

Теоретически и так тоже можно возить. Однако многое будет зависеть от стоимости логистики. Ожидается своего рода рокировка: российские экспортеры уйдут в страны АТР, а их место в Европе займут те, кто ранее продавал эти объемы в Азии.

Как видим, от решения, принятого в ЕС, пострадают не только российские экспортеры, но и европейские импортеры: у них также увеличится и плечо перевозок, и стоимость морского фрахта…

Можно также возить уголь и через морские терминалы Юга РФ. Например, через Тамань. Но здесь возникают сложности из-за ограничения пропускной способности железнодорожных подходов.

Некоторые эксперты предполагают, что на Юге может вырасти роль Новороссийска. Об этом, в частности, сообщил генеральный директор ООО «АБЦ-Рейл» Артур Нурмухамедов. По его словам, в ближайшее время мы увидим развитие альтернативных маршрутов, по которым пойдут российские внешнеторговые грузы.

Ни на юг, ни на восток не проехать

Из-за узких мест на РЖД в полной мере не удается вывезти уголь и через Восточный полигон: здесь грузы выстроены в очередь, а энергетический уголь отодвинут едва ли не в ее конец. Правда, ожидается снижение транзита. В таком случае для угольщиков может открыться дополнительное окно.
Железнодорожный перевозчик уже заложил в планы риски снижения транзита. Во всяком случае, судя по ситуации в дальневосточных портах, для транзита уже наметились негативные перемены.

Впрочем, страны АТР – не единственная альтернатива для российского угля. Еще есть Турция, Пакистан, Бразилия. Кроме того, вице-премьер РФ Александр Новак говорил о потенциале Восточной Азии. При этом для вывоза туда угля назывались порты как на Черном, так и на Балтийском морях. Однако это пока планы, не подкрепленные контрактами. А факт остается таким: из своей логистики в ЕС предполагают вычеркнуть 50 млн т российского угля.

Сейчас по поводу этих объемов идут торги. Например, с одной стороны, министр углепрома Индии Пралхад Джоши заявил, что эта страна способна сама увеличить добычу энергетического угля на 75–100 млн т в 2024 году. В планах госкорпорации Coal India допустить частных инвесторов осваивать 20 закрытых шахт. С другой стороны, эти заявления прозвучали на фоне того, что в Индии происходят перебои с электроснабжением в десятках штатов как раз из-за нехватки угля. Иными словами, планы – это планы, а возросшие потребности в энергетике необходимо удовлетворять уже сейчас.

Торгуются с российскими поставщиками и в КНР, где введен госконтроль цен на уголь. В результате котировки на него в 1,5 раза. Однако если власти переборщат, то Китай может столкнуться зимой с нехваткой угля. Так что, как полагают эксперты, РФ сможет продать дополнительные объемы угля, но не сейчас, а ближе к осени. И если у Китая и Индии будет желание купить эти объемы.

Нефть ушла за туманом

Ситуация, которая сложилась на споте по нефтегрузам, не очень понятная. Вроде бы продажи идут. Но явно в меньших объемах, чем предполагалось.
В результате РЖД в апреле потеряла значительные объемы экспортной погрузки по этой позиции. В целом отправки – в размере 16,7 млн т. А минус составил около 7%.
По данным информационно-справочного портала «Железнодорожные перевозки», основной спад связан с транспортировками темных продуктов. Прежде всего сырой нефти (около -20%), мазута (-7%) и прочих темных нефтепродуктов (-23%). Причем падение наблюдалось по всем направлениям – как экспортным, так и внутренним.
Впрочем, это касалось только железнодорожных отправок. На западном направлении российская нефть прокачивалась по трубе через российские порты. Далее с афрамаксов она перегружалась на супертанкеры VLCC и следовала в Азию. А часть танкеров по-прежнему шла в европейские порты.

Железнодорожная погрузка светлых нефтепродуктов повела себя в апреле разнонаправленно. В частности, отправки керосина оказались провальными: на внутренних маршрутах минус составил около 26%, а по экспорту – в 1,7 раза.

Перевозки бензина, наоборот, внутри РФ выросли на 7,3%, но вот экспорт снизился почти на 4%. При этом отправки прочих светлых нефтепродуктов из РФ на экспорт выросли почти в 1,4 раза. Сюда, уточним, входит нафта, а также низкооктановое сырье, из которых на НПЗ в ЕС выпускают свой бензин.

Стройка автодорог приподняла щебенку

Дорожное строительство оживило погрузку инертных материалов более чем на 5%. Однако рост перевозок щебенки мог быть больше, если бы оживилось еще жилищное и промышленное строительство.

Однако в этом сегменте пока идет реализация преимущественно старых проектов, что привело к снижению перевозок цемента по РЖД почти на 9%. А ведь еще совсем недавно они были в плюсе. Ожидания оживления рынка привели к тому, что на внутреннем рынке цемент вырос в цене, по данным Единого ресурса застройщиков, за январь – апрель 2022 года на 11,4%.

В связи с этим клиенты начали искать альтернативные варианты перевозок, чтобы удешевить хотя бы транспортную составляющую. В итоге заметно произошло переключение отправок цемента с железнодорожного транспорта на автомобильный.

Стоит отметить, что и сами железнодорожники снизили объемы перевозок балласта в апреле более чем на 6%. Причем примерно на столько же сократились и транспортировки рельсов, что косвенно указывало на сокращение в апреле объемов работ по модернизации на железнодорожной инфраструктуре.

Удобрения гуляют внутри РФ

Крайне вялым в апреле выглядел рынок минудобрений. Их погрузка снизалась 4,6 млн т, что 13% меньше, чем за аналогичный период 2021 года.
Более всего просели железнодорожные перевозки азотных удобрений, поскольку действовал запрет на экспорт аммиачной селитры. Соответственно его объемы сократились почти в 1,5 раза. Причем не помогло и то, что внутренние перевозки азотных удобрений выросли более чем в 1,7 раза.

Из-за санкций российские предприятия вывезли на экспорт в 1,6 раза меньше калийных удобрений. И хотя на внутренних маршрутах рост составил примерно четверть, это опять-таки не помогло улучшить сводный результат. В итоге минус составил более 44%.

В плюсе оказались только фосфорные перевозки, которые выросли в 1,6 раза тоже за счет внутренних отправок. Правда, экспорт в этом сегменте и вовсе был сведен к нулю.
В целом рынок минудобрений продолжает приспосабливаться к резкому изменению фундаментальных факторов с конца февраля. Однако ряд обстоятельств крайне затрудняет торговую активность на мировом рынке удобрений.

В перспективе – мало позитива

Ожидалось, что зерно потянет сеть в минус. Но его погрузка по стечению обстоятельств, наоборот, выросла. Причем, несмотря на введенный запрет на экспорт зерновых, включая страны ЕАЭС.

В плюсе оказались и черные металлы – в первую очередь благодаря внутренним перевозкам. Тем не менее в ассоциации «Русская сталь» прогнозируют в дальнейшем падение спроса на сталь на 30% по итогам текущего года. Уже сейчас в РФ цены, например, на прокат стали падать под влиянием неблагоприятной рыночной обстановки.
А если тарифы на черные металлы на РЖД будут дополнительно увеличены, то падение охватил и экспорт, поскольку уже сейчас фрахт в морские порты Турции вырос более чем в 2,5 раза, а в морские порты КНР – в 4 раза. Это практически нивелирует рост мировых котировок на металлоизделия.

В мае 2022 года сложно ждать, исходя из сложившейся обстановки, улучшений с погрузкой на РЖД. Остается слишком мало факторов, которые могут подтолкнуть погрузку на РЖД вверх. И складывается слишком много обстоятельств, которые могут ухудшить результат. Причем он может оказаться на уровне апрельского. А есть риск, что и хуже, поскольку ожидается активизация ремонтных окон, открытие которых на сети в апреле явно притормозили в стремлении улучшить показатели железнодорожных перевозок.
В целом ситуация показывает: в РФ мало иметь ресурсы и производить востребованные на мировом рынке товары. Нужно еще иметь возможность доставить все это покупателю. Таким образом, контроль за цепочками поставок становится в нынешних условиях не менее важным, чем контроль за финансами и технологиями.
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ



Читайте также

  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions