+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
19.04.2023 10:21:38
ЖД Транспорт / Комментарии
РЖД-Партнер

Строительный груз и ныне там

В условиях проблем с автотранспортом железнодорожники должны пересмотреть отношение к перевозкам цемента и стройматериалов. В противном случае можно получить локальный дефицит строительных грузов при наличии избыточных производственных мощностей, рассказал директор по закупкам и логистике АО «ЦЕМРОС» Денис Назаров в ходе «Открытого разговора», который провел РЖД-Партнер на выставке TransRussia 2023.
Прогноз относительно развития рынка цемента и строительных материалов представляется не очень благоприятным. Во-первых, на протяжении последних десятилетий продолжается массовый отток строительных грузов с железнодорожного на автомобильный транспорт. За 10 лет ситуация поменялась кардинально. Если в 2012 году 60% цемента вывозилось железнодорожным транспортом и 40% – автомобильным, то сейчас картина полярная: 59% вывозится автотранспортом и 41% – железной дорогой. Железнодорожный транспорт фактически на ровном месте и не на самых грузонапряженных участках сети потерял свыше 12 млн т грузов.

Все прошлые годы РЖД расставались с данным объемом. Груз все-таки 1 класса, не самый доходный, есть что возить, помимо него, и автотранспорт всегда может подстраховать.

К сожалению, мы вынуждены констатировать, что в этом году надежда на автотранспорт в определенной степени может не оправдаться, потому что у него проблем предостаточно. Это дефицит тягачей и запасных частей, нехватка водительского состава, введение на автодорогах сезонных и региональных ограничений, а где-то, как, например, в Сибири и на Дальнем Востоке, фактически полное отсутствие в нормативном состоянии дорожной инфраструктуры.
Таким образом, в настоящее время складывается достаточно парадоксальная ситуация: формируются предпосылки для создания локальных дефицитов строительных материалов при наличии избыточных производственных мощностей. В любом случае избыток этих ограничений приводит к росту издержек производителя, что так или иначе неизбежно отразится на конечной стоимости продукта.

По нашим собственным оценкам, увеличение сроков оборота вагонов с цементом за прошлый год (опять же повторюсь: не на самых грузонапряженных участках, речь не идет о Восточном полигоне) составило 13% к факту не самого лучшего 2021 года. Это много. Мы фактически без изменения суточной ставки предоставления вагона получили рост вагонной составляющей, который перекрыл величину официального уровня инфляции в России.
Бытует мнение, что для грузоотправителей основной объект критики – это рост тарифной нагрузки РЖД. Это не так, потому что грузоотправители против роста тарифной нагрузки только тогда, когда этот рост не приводит к соответствующему увеличению качества сервиса и возможностям грузоотправителей по погрузке своего груза. Мы с уважением относимся к труду коллег и отдаем себе отчет, в каких непростых условиях сейчас им приходится трудиться. Однако, например, с потерей РЖД практически 20% объема цемента в пользу автотранспорта вынужден констатировать, что с данной задачей перевозчик пока не справляется.

Что стоит делать? Прежде всего нам не обойтись без опережающего развития инфраструктуры в восточном, южном направлении, получения резерва в первую очередь по пропуску грузовых поездов в условиях существенного и еще несколько лет назад непрогнозируемого роста объемов пассажирского движения на Юге России. Это повышение технологической открытости и прозрачности информационных систем РЖД для всех участников перевозочного процесса. И это усиление роли федеральных органов исполнительной власти, причем не только Минтранса и Федеральной антимонопольной службы, но и Минпромторга и Минэкономразвития, которые должны сыграть серьезную роль в качестве действительно независимых регуляторов для достижения баланса интересов перевозчика и ключевых отраслей российской экономики.
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ



Читайте также

  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions