+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
15.12.2021 15:19:43
ЖД Транспорт / Комментарии
РЖД-Партнер

Скидку изменили: а где методика?

Начиная с 2022 года скидки к тарифам РЖД на порожний пробег инновационных вагонов будут заменены скидкой на груженые отправки. При этом введение понижающего коэффициента пока не подкреплено методикой, четко и последовательно обосновывающей изменение подхода к ценовой политике железнодорожного перевозчика.
В 2008 году «Уралвагонзавод» начал серийное производство полувагона модели 12-196-01 на тележке с увеличенной осевой нагрузкой до 25 тс, который обладал рядом преимуществ перед стандартным универсальным подвижным составом: повышенной на 6 т грузоподъемностью, увеличенным вдвое интервалом между плановыми видами ремонта, удлиненным в 1,5 раза сроком службы, сниженными удельными показателями сопротивления движению и воздействия на пути. Сочетание уникальных технических характеристик, обеспечивающих дополнительную прибыль для всех участников рынка железнодорожных перевозок, позволило закрепить за новым вагоном термин «инновационный».

В 2012 году Тихвинский вагоностроительный завод запустил серийное производство семейства инновационных полувагонов моделей 12-9853 и 12-9869, а также хопперов для минеральных удобрений модели 19-9835-01 на тележке модели 18-9855 собственной конструкции с осевой нагрузкой 25 тс. Позже подобные разработки реализовали «Алтайвагон» и другие российские предприятия. К 2021 году совокупные мощности по выпуску инновационных вагонов превысили 45 тыс. ед. в год. Таким образом, были созданы необходимые условия для кардинального обновления эксплуатируемого вагонного парка и повышения его эффективности.

Для получения системного эффекта при эксплуатации инновационных вагонов и для РЖД, и для пользователей сети были разработаны тарифные механизмы, стимулирующие спрос на новый подвижной состав. Преференции предоставлялись при оплате тарифа на порожний пробег, а его величина определялась как эффект от снижения текущих расходов владельца инфраструктуры с учетом улучшения технических характеристик конкретного вагона. Сокращение затрат перевозчика обосновывалось увеличением провозной способности инфраструктуры и приростом объемов перевезенных грузов.

Таким образом, скидки были сбалансированы, методологически обоснованы и учитывали интересы всех участников рынка.

Введение скидок на порожний пробег позволило менее чем за 10 лет выпустить на сеть РЖД почти 200 тыс. инновационных вагонов, обновить около 15% парка и привлечь инвестиции в размере более 600 млрд руб.

Начиная с 2022 года преференции для порожнего пробега будут заменены скидками в размере 4,05% к тарифу на груженые отправки. По оценкам разработчиков предложения, это позволит монополии привлечь дополнительные средства в размере около 10 млрд руб. в год.

Для операторов подвижного состава, которые выступают плательщиками тарифа на порожний пробег, замена преференций означает ухудшение экономики, так как срок окупаемости инновационных вагонов увеличится в среднем на 15%. Потери производителей вагонов могут составить свыше 60 млрд руб. в год. На первый взгляд кажется, что введение скидки на груженый пробег улучшит экономику грузовладельцев, но и это не совсем так: из-за изменения условий тарификации суммарное увеличение тарифной нагрузки на отправителей грузов первого тарифного класса, особенно угля, в 2022 году относительно текущего года может дойти до уровня 8%, хотя по сравнению с ними владельцы грузов второго и третьего тарифных классов и окажутся в небольшом выигрыше.

Более всего изумляет спешка, с которой одна скидка заменяется на другую. В свое время введение тарифных преференций на порожний пробег сопровождалось довольно длительными дискуссиями в транспортном сообществе. При всей спорности скидок для инновационных вагонов они формировались на основе определенной методики и учитывали нюансы эксплуатационной работы на сети и особенности тарифной нормативной базы.

Неравнозначность скидок для разных типов вагонов с повышенной грузоподъемностью свидетельствовала о разнице эксплуатационных характеристик конкретных вагонов и являлась стимулом для дальнейших конструктивных улучшений. Проведение испытаний и экспертиз для получения скидок демонстрировало наличие серьезной методологической базы, которая, по сути, выступала гарантией привлечения долгосрочных инвестиций в обновление парка вагонов и улучшения его качества. В этой связи нельзя не обратить внимание на еще одну деталь нынешнего решения ФАС: в список вагонов с тарифными преференциями неожиданно попала новая модель 12-2159 из Новоалтайска, которая не прошла комплексных испытаний и экспертизы Минтранса.

Резюмируя, важно отметить, что отнесение скидки на порожний пробег делало операторов максимально заинтересованными в формировании оптимальной структуры парка вагонов. Кроме того, наличие методологии при принятии соответствующих денежных решений по скидкам позволяло говорить если не об отсутствии ошибок со стороны конкретных чиновников или ведомственных функционеров, то хотя бы о серьезных попытках их исключить.

Внезапное обнуление существующей нормы предоставления и отмены скидок без разработки методологического обоснования не только ведет к хаосу и непредсказуемости условий, в которых предстоит работать участникам рынка в будущем, но и чревато репутационными рисками для регуляторов, принявших столь поспешное решение.
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ



Читайте также

  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions