+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
20.04.2022 15:10:56
ЖД Транспорт / Комментарии
РЖД-Партнер

SAP уходит из России: что это означает для транспортной отрасли

Уход таких ведущих вендоров в сегменте решений для бизнеса, как SAP, воспринимается корпоративными клиентами, связанными с грузоперевозками, болезненно. Однако рынок пока что имеет лаг по времени для принятия дальнейших решений.
Источник в компании SAP сообщил, что вопросы, связанные с работой программных продуктов, решаются индивидуально. Иными словами, при возникновении затруднений необходимо обращаться к тому менеджеру, который курирует установленный продукт.

Это связано со спецификой продвижения продуктов SAP в РФ: по сути, ядро системы – одно для всех. Причем оно с открытым кодом. А вот локальные продукты создаются российскими разработчиками. Так выглядит схема в общем виде. И она позволяет в сложившейся ситуации лавировать в достаточно широком диапазоне.
«Мы подтверждаем, что, помимо соблюдения санкций, компания также предпринимает последовательные и важные шаги по сворачиванию бизнеса в России», – повторил представитель SAP то, что уже было заявлено ранее. Однако на данный момент офис работает. Сценарий ухода из России не уточнен.

Что может измениться?

Линейка продуктов SAP в сфере предприятий транспортного сектора довольно разнообразна. Здесь есть решения для крупных игроков (таких как подразделения ОАО «РЖД») и небольших компаний. Последним предлагались облачные решения. И вот они могут быть свернуты в России. Таким образом, формально поддержка и обслуживание локальных продуктов прекратятся. А неформально могут быть схемы миграции на серверы в других странах.

Заметим, что в Иране уже давно действуют санкции, которые не позволяют SAP присутствовать на рынке этой страны. Тем не менее ее локальные продукты присутствуют и в Иране. Вопрос сводится к достаточно банальной задаче: обеспечить электронное взаимодействие с теми организациями, которые используют общепринятые стандарты систем ERP в других странах. Например, на них посажен международный ритейл и соответственно – транспортные компании, которые его обслуживают. Так что интерес к SAP в данной среде вполне объясним.

Корпоративные клиенты в РФ, как ранее поясняли представители SAP, уже давно требовали инсталляции ядра и локальной оболочки на своих серверах. И для них предлагались подобные варианты. Вот почему, собственно, в компании и говорили об индивидуальном подходе к заказчикам.

Источник в ОАО «РЖД» пояснил, что специфика использования продукта SAP такова, что позволяет довольно длительное время пользоваться им. Однако при этом потребуются дополнительные ручные операции системщиков. Это позволяет избежать рисков, связанных с обеспечением безопасности и поддержки стабильности работы, но вместе с тем снижает интерес к данной системе ERP.

Потеря скорости…

Ведь одно из ее основных преимуществ как раз и заключается в возможности максимальной автоматизации настроек. Вместе с тем у конкурентов эти опции затруднительны и требуют определенных навыков у пользователей.

Уточним, что аналогичные функции ERP могут быть реализованы при инсталляции других решений, таких как «1С:ERP Управление предприятием», «Парус» и «Галактика ERP». Они ориентированы прежде всего на крупных корпоративных клиентов и включены в реестр отечественного ПО, уточнил исполнительный директор АРПП «Отечественный софт» Ренат Лашин.

Вместе с тем как раз такие клиенты говорят о трудоемкости и затратности миграции на подобные системы ERP. То, что на платформе SAP можно скорректировать почти автоматически, в «Парусе» и «Галактике» требует дополнительных настроек. Иными словами, пользователи должны разбираться во многих тонкостях, особенно если вопросы касаются изменений в бизнес-процессах внутри компании.

Кроме того, у SAP представлена палитра инструментов для интеграции с другими АСУ – для управления производством и цепочками поставок, а также взаимодействия с клиентами. Причем эти решения создавались первоначально именно для сетевых компаний. А продукты 1С – для небольших предприятий. Соответственно в ОАО «РЖД» они используются для взаимодействия с региональными подразделениями. У них другая архитектоника. По сути, это отдельная ниша в дополнение к решениям на платформе SAP. И распутать сложившийся клубок вряд ли получится.

Надо ли спешить?

Как сообщил источник среди разработчиков ПО для транспортных компаний, та конфигурация информационных систем, которая сложилась на данный момент, с самого начала предполагала внедрение некоего компромиссного варианта.

Ведь задача импортозамещения систем, затрагивающих ключевые бизнес-процессы в ОАО «РЖД», была поставлена еще несколько лет назад. Движение в этом ключе как раз и заставило SAP предпринять определенные шаги навстречу российским заказчикам. Поэтому многие риски, которые сегодня возникли, в данном варианте были учтены.
Кроме того, все участники проекта понимают неизбежность миграции на российский продукт для интеграции палитры АСУ, связанных с управлением бизнес-процессами (на уровне как фронт-, так и бэк-офисов), цепями поставок (в том числе логистикой и складскими запасами). И вопрос в том, в каком виде данная трансформация произойдет.
От той позиции, которую сейчас займет SAP, будет зависеть, будут ли ее решения включены в данный процесс, или выключены. Однако следует иметь в виду, что компания присутствует на российском рынке более 30 лет. И за этот период она уже неоднократно заявляла о сворачивании активности на российском рынке. Тем не менее каждый раз были найдены некие компромиссы. Не исключено, что они будут найдены и сейчас.

Паники не наблюдается…

Во всяком случае в ОАО «РЖД» паники по поводу нынешнего ухода SAP не наблюдается. Как раз именно потому, что компромиссы, достигнутые в предыдущий период, позволяют сегодня обеспечивать непрерывность процессов использования продукта. Есть запас времени для того, чтобы определить дальнейшую стратегию.

При этом учитывается общий риск, связанный с тем, что санкции могут изолировать локальные российские решения от общего массива разработок SAP. Это означает, что SAP не сможет легально содействовать российским заказчикам, если возникнет необходимость доработать в системе непосредственно под новые задачи у потребителей. При этом, как ожидается, у российских разработчиков альтернативных продуктов откроется новое окно возможностей.

Следует отметить, что аналогичные сложности испытывают крупные корпоративные клиенты, использующие локальные продукты на платформе Oracle. Те же разветвленные сети и необходимость организации обмена данными с десятками или сотнями разнообразных программных продуктов, работающих на серверах компании, для того чтобы контролировать движение материально-технических ресурсов и товаров в реальном времени с отражением на счетах бухгалтерии, вести мониторинг исполнения договоров, анализировать загрузку мощностей и оптимизировать уровень запасов.

…но и желания раскошелиться тоже нет

По данным аналитиков компании «Эдит Про», в 2021 году западные вендоры (SAP, Oracle, Microsoft) занимали около 60% рынка систем ERP в РФ. На долю 1С приходилось около 35%. Оставшуюся нишу делили российские компании «Галактика», «Парус» и «Компас».

В 2023 году, по прогнозам тех же аналитиков, доля 1С на рынке ERP-систем может удвоиться, то есть вырасти до 70%. А остальную часть поделят другие российские игроки. Причем сейчас на арену выходят новые компании. Например, те, что создаются через дочку «Ростеха».

К переделу рынка будет подталкивать именно увеличение затрат на сопровождение ранее внедренных иностранных продуктов собственными силами ИТ-служб клиентов. Придется самостоятельно локализовать изменения законодательства и бороться с уязвимостью иностранного ПО. Вопрос в том, как сумеют адаптироваться к новым реальностям российские разработчики, чьи слабые места хорошо известны клиентам.

Вместе с тем рынок еще пару лет будет колебаться. И окончательный перелом в сторону импортозамещения в РФ ожидается не ранее 2025 года. К этому времени рынок сам начнет теснить зарубежных конкурентов. Это могло произойти и раньше, но переход на российский софт для бизнеса ранее сопровождался дополнительными издержками, порой неприемлемыми по величине. Сейчас от них, по-видимому, будет сложно уклониться, поскольку придется на другую чашу весов складывать риски, связанные с продолжением использования продуктов из недружественных стран.
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ



Читайте также

  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions