+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
23.03.2022 17:23:30
ЖД Транспорт / Комментарии
РЖД-Партнер

РЖД: новые вызовы и «окно возможностей»

В силу сложившейся геополитической обстановки и введенных санкционных ограничений, неизбежными видятся изменения логистики, товарной структуры и поставщиков экспортных товаров, а также рынка сбыта продукции российских производителей.
Указанные обстоятельства, а также ограничения перевозок воздушным и автомобильным транспортом, несомненно, будут способствовать переориентации грузопотоков и притоку грузов на железные дороги. По сути, железнодорожный транспорт становится основным способом доставки как внутрироссийских, так и экспортно-импортных грузов.

Железнодорожный транспорт всегда был отражением текущего экономического состояния в стране. Структура перевозок грузов показывает взаимосвязи различных отраслей промышленности, производств, потребителей и поставщиков. Например, в металлургической отрасли производственный цикл от поставки сырья на металлургические заводы до погрузки металла на судно в порту составляет от двух до трёх месяцев. На производство металлопродукции, которая уместится в одном вагоне, тратится 3-4 вагона сырья (железная руда, металлолом, кокс, уголь и другие компоненты). Соответственно, прежде чем все увидят падение отгрузки готовой продукции, начнут проваливаться перевозки сырья.

В этих условиях перевозчику (ОАО «РЖД») необходимо будет принимать максимально адекватные оперативные меры по обеспечению перевозок всего объема грузов, в том числе и тех, что ранее не тяготели к железной дороге. На плечи компании «РЖД» ложится большая ответственность. От того, как эффективно будет выстроена технология перевозочного процесса, будет зависеть эффективность и производительность целых отраслей экономики, крупных компаний, мелких и средних предприятий.

Сегодняшняя ситуация, в которой предстоит работать ОАО «РЖД», очень непростая. Восточное направление будет еще больше нагружено за счет перераспределения экспортных грузопотоков с западного и южного направлений. При этом произойдет разворот на восток не только основного груза - угля, но и леса, металлов, железной руды, удобрений и пр. И все это на фоне роста контейнерных перевозок. Если экспортеры не смогут компенсировать свои потери объёмами перевозок в восточном направлении и поставками на внутренний рынок, то начнут снижать завоз сырья (в начале статьи я упомянул об этом). Поэтому ОАО «РЖД», чтобы не получить значительного снижения объемов перевозок, необходимо максимально удовлетворить спрос на перевозки в восточном направлении.

Если сравнивать кризис 2008 и сегодняшний, помимо масштабности в сегодняшней ситуации есть существенное различие для ОАО «РЖД». Это измененная технология перевозочного процесса. Сегодня в перевозочном процессе уже нет былой гибкости и эффективности.

Но государство уже делает первые шаги на их восстановление. Отменяет ранее принятые решения, которые влияют на работу железнодорожного транспорта через искусственные ограничения технологических процессов. Речь идет о приостановлении действия постановления от 25 ноября 2003 года №710 «Об утверждении правил недискриминационного доступа перевозчиков к инфраструктуре железнодорожного транспорта общего пользования».

В текущих непростых условиях государство, отменяя подобные акты, развязывает перевозчику руки, дает ему возможность быть более гибким, оперативным и эффективным. Еще одним подобным ограничительным барьером на пути к гибкости и эффективности, на мой взгляд, является отсутствие подвижного состава, ранее выведенного из-под управления РЖД.

Сегодня перевозчик, не владея вагонным парком, не может управлять им. Услуга ОАО «РЖД» – железнодорожная перевозка – публичная (регулируется государством), а услуга предоставления вагона – рыночная. При этом одна без другой не работает.

На мой взгляд, это будет критическим фактором в освоении грузопотоков, которые будут менять направления и приходить на железную дорогу. Доступность железнодорожной перевозки сегодня зависит не только от перевозчика, но и от владельца вагонов, которые самостоятельно определяют критерии их использования (стоимость, географию использования, перевозимые грузы). Понятие универсального вагона определяет его способность быть использованным под перевозку в любом месте, согласно заказу.

Сегодня универсальный вагон перестал быть частью технологии перевозочного процесса и превратился в «груз на своих осях». Грузовладельцам и ОАО «РЖД» придется выбирать: катать вагоны либо вывозить грузы.

Для того, чтобы максимально нивелировать риски и избежать негативных последствий для всех участников транспортного рынка необходимо:
обеспечить целостность перевозочного процесса, при котором вагонный парк из специализированного, как «груз на своих осях», станет универсальной тарой (прежде всего полувагоны, крытые вагоны и платформы). Т.е. надо изменить бизнес-модель взаимодействия операторов и перевозчика – дать ОАО «РЖД» возможность работать с обезличенным парком вагонов; пересмотреть план летних путевых работ, отдавая, по возможности, приоритет движению поездов;

максимально упростить доступ пользователей, в т.ч. новых, к услугам железнодорожного транспорта (связанным с договорной работой, заказом услуг и расчетами) – сделать его онлайн на принципах «одного окна».

Подробную версию материала читайте в ближайшем выпуске журнала «РЖД-Партнер».

Александр Кочуков,
независимый эксперт в сфере железнодорожного транспорта и логистики*

*ранее занимал руководящие позиции в структурах ОАО «РЖД» (Заместитель генерального директора по развитию бизнеса ЦФТО - филиала ОАО «РЖД», первый заместитель начальника департамента управления транспортной-логистическим бизнес-блоком ОАО «РЖД») и дочерних компаниях ОАО «РЖД»
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ



Читайте также

  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions