«Скидка на отправку контейнеров в полувагонах с Дальнего Востока может, конечно, снизить нагрузку на контейнерные терминалы, но для быстрого вывоза контейнеров требуется все же оперативная подача железнодорожных платформ», – говорит он.
Проблема с подачей фитинговых платформ под контейнеры, которые пришли в порты Дальнего Востока есть, признается Денис Семенкин, зампред Ассоциации операторов железнодорожного подвижного состава. Но избавиться от нее получится тогда, когда или железнодорожный монополист расширит сеть, или рынок уравняет импортные и экспортные потоки, пока же импортные потоки в дальневосточные порты многократно превосходят объемы экспорта.
«Если грузовладелец имеет доступ к контейнерным поездам, то он имеет все, а отправка одиночного контейнера в полувагоне бизнес не делает – прибыль не растет и не повышается оборачиваемость подвижного состава», – говорит Д. Семенкин.
С 20 сентября железнодорожная компания отправила 15 контейнерных поездов в полувагонах, железнодорожники заявляют о готовности отправлять до двух составов в сутки. Однако стивидоры предупреждают, что такой способ транспортировки контейнеров «представляет больший риск повреждения грузов».
«Контейнеры удобно грузить на железнодорожную сеть сразу же после выгрузки с судна. Технология погрузки контейнеров на фитинговые платформы отработана. Если же контейнеры грузить в полувагоны, то данный вид подвижного состава надо загонять на причалы, а в дальневосточных портах существуют большие сложности с маневрированием, на эти все перестановки уходят недели. Кроме того, погрузка в полувагон предусматривает изменение технологии – надо подкладывать бруски, например», – говорит Д. Семенкин.
Грузовладельцы, которые отправляют грузы в Петербург или Москву, предпочитают дожидаться фитинговых платформ. Однако если груз идет в Сибирь или в Среднюю Азию, то грузовладелец может согласиться на погрузку в полувагоны. Предложение о скидке интересует отправителей контейнеров из тыловых терминалов и удаленных контейнерных станций, например из Уссурийска, Артема-Приморского или Хабаровска-2.
«И главное, сегодня скидка есть, а завтра ее могут отменить», – говорит Д. Семенкин.
Перевозка контейнеров в полувагонах разрешена Соглашением о международном железнодорожном грузовом сообщении. Но на сети РЖД ее для российских грузоотправителей запретили в 2014 году. Одновременно ее сохранили для импортных и транзитных перевозок зарубежных грузоотправителей. В конце сентября 2022-го РЖД ее вновь ввели для российских грузоотправителей.