• Ставка на полувагон
    2321
    32.2 %
    руб./сут.
    ноябрь 2021
  • Индекс качества III КВАРТАЛ 2021Г. - 59 баллов
  • Финансы USD ЦБ РФ 73.97 -0.92 EUR ЦБ РФ 83.84 -0.99
    BTC 56365.87 usd BTC 4156982.91 rub
+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
07.10.2021 12:51:00
ЖД Транспорт / Комментарии
РЖД-Партнер

Почему газ стал дороже дизеля, а РЖД притормозили цистерны

В последнее время на споте внутренние цены на сжиженный углеводородный газ (СУГ) резко подскочили вверх. Кто в этом виноват? Если пройтись по цепочке участников рынка, то оказывается, что свой вклад внесли в это и российские железные дороги: на сети в самый неподходящий момент увеличились простои цистерн с СУГ.
Почему газ стал дороже дизеля, а РЖД притормозили цистерны
О росте мировых цен на газ сейчас много говорят. Но не все знают о том, что на внутреннем рынке на бирже на СУГ цены также рванули вверх, опередив цены на нефтепродукты. И аграрии из Иркутска уже пожаловались на то, что сейчас сушка зерна установками на дизтопливе им обходится в 59 тыс. руб. за 1 т, а на сжиженном газе – 70 тыс. руб. за 1 т.
Причем последний продолжает дорожать. Быстро переключиться на дизель без перенастройки технологии не получается. И из-за приверженности объявленного в РФ курса на газификацию производители зерна терпят убытки. Еще недавно аксиомой было то, что газ дешевле бензина. Но в нынешней системе координат получается что-то вроде казино, отметили участники конференции «Рынок СУГ».

По одной из версий, СУГ выгоднее стало продавать на экспорт, и это создало дефицит на российской бирже. Соответственно котировки там отреагировали на повышение.
Регуляторы не стали вникать в тонкости и ввели пошлину на вывоз СУГ. Она ощутимо заработала в сентябре. И это заставило оптовых производителей искать причину, которая привела к подобному явлению. Ведь, по их данным, на рынке РФ СУГ в избытке.

Где остановились цистерны?
Первое, на что обратили внимание: на спот СУГ поступает в основном не по трубе, а по железной дороге. При этом парк цистерн для СУГ в ОАО «РЖД» считали профицитным. Соответственно, как сочли оптовики, можно было спокойно отгружать на внутренний рынок СУГ больше.
Но не тут-то было: как только это стало происходить, так на железнодорожной сети резко увеличились простои подвижного состава. Если обычно на подходах к станциях простаивало примерно три сотни цистерн, то в мае это количество увеличилось втрое, сообщил заместитель генерального директора по реализации «Газпром газонефтепродукт холдинг» Дмитрий Миронов. Только к сентябрю ситуацию удалось стабилизировать.

По его словам, трейдеры в ожидании роста спотовых цен предпочли придержать запасы СУГ. То есть стремились купить газ дешевле, а потом, по мере раскручивания цен, продать его дороже. И для этого превратили цистерны в склад на колесах. Оказалось, что выгоднее заплатить за размещение подвижного состава на путях общего пользования, но при этом снизить отправки в розницу.

Порядок торговли на Санкт-Петербургской товарно-сырьевой бирже» не предусматривает взаимосвязи между продажами и фактическими отгрузками СУГ. О том, чтобы крупные продавцы имели статус оператора товарных поставок, на бирже говорили давно. Однако позиция ОАО «РЖД» привела к тому, что разговоры на эту тему заглохли. И только сейчас этот вопрос вновь оказался на повестке дня: обсуждается идея введения ограничений в продажах тем игрокам, которые допускают сверхнормативные простои вагонов. Чем больше простои, тем выше должны быть штрафы.

Однако не все так просто, как кажется
Как сообщил представитель одного из трейдеров СУГ, если по железным дорогам отправлять значительно больше цистерн, чем обычно, то возникает риск при сгущении вагонопотоков нарваться на логконтроль на маршруте.

К простоям приводит, в свою очередь, именно этот фактор, а не то, что складские мощности трейдеров своевременно не освобождаются. Газ быстрее качать нельзя. Газовикам необходимо соблюдать определенную технологию.

И у железнодорожников – своя система управления движением на маршрутах. А инфраструктура не предусматривает резервов пропускной способности. Особенно когда на пути цистерн оказываются брошенные поезда из других номенклатур.

И это еще не все…
Железные дороги изменили технологию согласования заявок, рассказала генеральный директор АО «Карелгаз» Елена Груздева.
Ранее схема предусматривала рассмотрение заявки на подачу вагона в течение 8 ч. А сейчас срок увеличен до 24 ч. И это условие клиентов заставляют вписать в договоры.
Но что получается на практике? Ответа от железной дороги приходится ждать по сути сутки. Если срок выпадает на ночь, то фактически еще дольше. А вагон должен быть подан под погрузку за 3 суток. И у клиента остается слишком мало времени на организацию отгрузки.

Кроме того, при такой процедуре у клиентов возникают проблемы с подтверждениями по процедурам, которые предусматривают госпоставки. В результате простои вагонов могут увеличиваться. При этом железным дорогам приходится платить за размещение цистерн на путях общего пользования.

Логконтроль и согласование заявок
Клиенты недоумевают, почему на рынке перевозок СУГ, который по своим объемам по сравнению с другими номенклатурами выглядит скромным, железнодорожники умудряются создать проблемы.

Ведь государственные программы предусматривают за счет переориентации экспорта на внутреннее потребление ежегодный рост внутренних доставок СУГ на 3–5 п. п. Минэнерго России рекомендовало компаниям увеличить объемы производства СУГ для внутреннего рынка и снизить объем экспорта СУГ для удовлетворения спроса в РФ.

Оптовики готовы выполнить свои обязательства. Но газ до рядовых потребителей не доходит. И тормозом на его пути стала железная дорога.
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.




Читайте также

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2021 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions