+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
30.06.2020 12:30:49
ЖД Транспорт / Комментарии
РЖД-Партнер

Эксперт: около 60% конкурсных закупок идут по спрограммированному сценарию

Возможность госкомпаний гибко настраивать требования по размещаемым конкурсным заказам привела к тому, что 60% закупок идет по спрограммированному сценарию, предполагающему привлечение к работам конкретного поставщика. Такое мнение в ходе онлайн-конференции «Как стать поставщиком в транспортной отрасли», организованной РЖД-Партнером, высказал президент Института исследования проблем железнодорожного транспорта Павел Иванкин.
Что касается ОАО "РЖД", как сообщил эксперт, в 2019 году по 223-ФЗ холдинг заключил более 61 тыс. контрактов на общую сумму более 1 трлн руб., из них инновационных контрактов было порядка 11% от общего числа на общую сумму 109 млрд руб. При этом большое количество договоров (порядка 40 тыс. на общую сумму 158 млрд руб.) заключено на закупку у единственного источника. «Здесь есть тревожная тенденция: РЖД проводят конкурсную процедуру для закупки у единственного источника, а потом ее отменяют. В 2019 году таких процедур было проведено практически 4 тыс. на общую сумму 412 млрд руб., а значит, средняя цена контрактов по этим договорам была 105 млн руб.», – рассказал П. Иванкин.

Причем, по его словам, в этих случаях было хорошо видно, что РЖД интересовал единственный поставщик, и если холдинг, к примеру, не устраивала цена, то принималось решение о том, что торги не состоялись. После таких процедур РЖД заключали договор с одной из своих дочерних структур приблизительно на такую же сумму. Кроме того, президент ИИЖТ заметил, что очень часто РЖД закупают услуги, связанные с основной деятельностью дочерних предприятий. «Понятно, что поставщиком данной услуги может выступить конкретная организация внутри РЖД, но выигрывают тендеры, мягко говоря, необычные компании с маленьким уставным капиталом. Например, один из тендеров на поставку услуг по прогнозированию грузопотоков выиграла компания, основная деятельность которой подразумевает рытье котлованов и подготовку площадки под строительство. Всего эта компания суммарно выиграла тендеров на 25 млн руб.», – рассказал П. Иванкин.

К формированию такой ситуации приводит использование ОАО «РЖД» системы отсечек. П. Иванкин отмечает, что в какой-то части она оправданна, но все-таки вызывает ряд вопросов. К примеру, сомнительным критерием выступает наличие в штате конкретных сотрудников в определенном количестве. Конечно, это подтверждает профильность, но иногда уже на этом этапе начинается отсечка под определенную компанию.
Второй критерий – это опыт. Если говорить о новых предприятиях, особенно в случае с МСП, то войти в контракты, где прописан данный критерий, достаточно сложно, особенно в ситуации, когда на конкурс выставляется определенная услуга. Отсекается большое количество компаний, у которых есть компетенции по данному вопросу, но ранее именно этой услуги в деятельности не было. Третий уровень отсечки – это обеспечение заявки и договоров.

«С одной стороны, это необходимо, и когда мы говорим о поставках оборудования, то вполне объяснимо. Но когда речь идет об услугах, то это составляет 5–10% стоимости контракта, и даже на уровне заявки для компании отвлекать такие средства, чтобы принять участие в торгах, практически невозможно», – сказал эксперт.

Также в работе с РЖД, по мнению П. Иванкина, большим риском являются сроки. Помимо отведенного собственно на исполнение заказа, нужно закладывать время на подписание акта выполненных работ в связи с большим количеством согласований. Кроме того, оплаты стоит ждать 45–90 дней. И в случае если казначейство не будет согласно с нормативами, указанными в акте, то оно может потребовать пересмотра уже подписанного акта. Таким образом, от момента выполнения работ до получения оплаты может пройти от 9 месяцев до 1 года. Подобная политика служит еще одной чертой отсечения для компаний, которые не могут изымать из бизнес-процессов оборотные средства на столь долгий срок.
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ



Читайте также

  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions