В прошлом году геополитические риски, санкционное давление и следующий за этим переход к трансформации российской экономики вызвали существенный спад в лизинговой отрасли. По данным Национального рейтингового агентства (НРА), по итогам 2022 года доля лизинговой отрасли в ВВП снизилась до 1,3% (с 1,7% в 2021 году).
Максимальное снижение передаваемых клиентам предметов лизинга в прошлом году произошло в том числе в сегментах железнодорожного транспорта. Например, среди клиентов «ВТБ Лизинга» самыми востребованными в прошлом году стали вагоны-хопперы – 70% от общей доли востребованного парка, вагоны-платформы (фитинговые) – 12%, полувагоны (типовые) – 11% и полувагоны (инновационные) – 5%. На втором месте по популярности – фитинговые платформы, которые используются для перевозки контейнеров. Их доля составила 12%. Напомним, что в прошлом году, по данным РЖД, контейнерные перевозки по сети железных дорог во всех видах сообщения выросли на 0,3%, до 6,5 млн ДФЭ.
В текущем году развитие сегмента лизинга зависит от многих факторов. Для того чтобы росли доходность подвижного состава, скорость сети и потребность в новых парках, необходимо выполнение целого ряда условий. Среди них, как отмечает управляющий директор по лизингу подвижного состава «ВТБ Лизинг» Оксана Ивановская, – умение грузовладельцев быстро адаптироваться к меняющимся обстоятельствам, решение ключевых инфраструктурных вопросов на уровне всей страны, введение скидки на тариф в западном направлении. Выполнение этих условий и отсутствие новых глобальных потрясений позволят стабилизировать ситуацию и сохранить текущую динамику в сегменте универсальных парков, отмечает она.
Эксперты Национального рейтингового агентства в своем аналитическом обзоре ожидают, что отрасль будет балансировать на грани рецессии до середины 2023-го, а по итогам года покажет небольшой восстановительный рост.
Развитие сегмента лизинга подвижного состава в 2023 году, как отмечают эксперты рынка, будет зависеть от налаживания экспортно-импортных отношений с другими странами и эффективности выстраивания логистики. Так, напомним, что инвестпрограмма РЖД в 2023 году запланирована в объеме 1,1 трлн руб. Почти половина указанных средств будет использована на развитие инфраструктуры, в частности Восточного полигона.
Так как основным экспортным продуктом для России остается нефть, младший директор по банковским рейтингам «Эксперт РА» Анатолий Перфильев прогнозирует возможный рост спроса на вагоны-цистерны. Кроме того, возобновление перевозки угля через северо-западные порты повысит востребованность вагонов-хопперов. Ряд инициатив правительства по стимулированию экспорта для лесопромышленных компаний в Китай и Узбекистан могут повысить спрос на вагоны-платформы. Смещение туристического направления с внешнего курса на внутренний обуславливает необходимость закупки пассажирских вагонов. Так, основные перевозчики планируют закупку около 700 вагонов.
По прогнозам АО «Газпромбанк Лизинг», в этом году объем производства вагонов будет находиться на уровне 50 тыс. ед. При этом предметом лизинга может быть не только новый подвижной состав, но и б/у вагоны. Кроме того, продолжится тенденция к увеличению среднего срока договора лизинга с учетом текущих цен на новый подвижной состав.
Тормозящие ограничения
В целом спрос на лизинг железнодорожного подвижного состава обусловлен потребностью в приобретении подвижного состава. И лизинг в этом плане является эффективным инструментом, с помощью которого этот спрос удовлетворяется.
Эксперты «ВТБ Лизинг» в 2023 году ожидают роста спроса со стороны операторов на цистерны и крытые вагоны. «Также будет удовлетворяться отложенный спрос на инновационные полувагоны, который возник на фоне проблем с производством и ремонтом кассетных подшипников в 2022 году», – говорят в компании.
Говоря об объеме нового бизнеса по сделкам в железнодорожном сегменте, ожидает роста на 10% в сравнении с 2022 годом, частично вызванного эффектом низкой базы, и директор управления по работе с клиентами железнодорожной отрасли АО «Газпромбанк Лизинг» Андрей Бочаров.
Вместе с тем снижение погрузки металлургических грузов и руды на фоне ожидаемого снижения цен и стагнации на строительном рынке может привезти к меньшему спросу на полувагоны. Ограниченным спросом также могут пользоваться локомотивы и транспортеры, добавляет А. Перфильев.
Напомним, что двумя неделями ранее совет директоров Банка России на первом заседании в текущем году принял решение сохранить ключевую ставку на уровне 7,5% годовых, но предупредил, что при усилении проинфляционных рисков оценит целесообразность повышения ставки на ближайших заседаниях. Эксперты сегмента лизинга подвижного состава комментируют, что снижение ставки будет сокращать размер лизингового платежа и способствовать росту спроса на лизинг.
Помимо колебания ставки, один из вызовов для лизинга подвижного состава в 2023 году – дефицит специализированных вагонов. «Ожидается положительная динамика в сегменте специализированных вагонов. А в сегменте полувагонов существенный рост вряд ли возможен, скорее, сохранится динамика прошлого года», – делится генеральный директор ГК «Регион Лизинг» Рустем Мухамедов. Он отмечает рост ставок оперирования, вызванный дефицитом по многим типам вагонов. При этом стоимость заемного финансирования остается относительно комфортной. Как результат – рост доходов владельцев вагонного парка.
В настоящий момент наблюдается существенный дефицит специализированных вагонов (хопперы, платформы, цистерны, крытые вагоны). По некоторым типам вагонов производители принимают заказы уже на вторую половину 2024 года. В сегменте полувагонов дефицит не столь острый.
«Одним из ключевых вызовов для лизинга подвижного состава, на наш взгляд, в 2023 году останется дефицит специализированных вагонов и неспособность производственных мощностей удовлетворить этот спрос в полном объеме. Поэтому сохранится высокий спрос на такой продукт, как лизинг б/у вагонов. Он позволяет приобретать вагоны в условиях дефицита», – добавляет Р. Мухамедов.
О заметном снижении спроса на специализированный подвижной состав, который сейчас находится в избытке, говорит и А. Бочаров. По его словам, по сравнению с 2021 и 2022 гг. снизятся закупки 80-футовых фитинговых платформ, если принять во внимание насыщение рынка. При этом в «Газпромбанк Лизинге», ссылаясь на в какой-то степени решенную проблему с кассетными подшипниками, ожидают роста спроса на инновационные вагоны: полувагоны, хопперы (зерновозы и минераловозы). При этом закупки типовых полувагонов будут снижаться.
Повышенным спросом будут пользоваться вагоны-цистерны с учетом того, что доходность по ним долгое время находилась на достаточно низком уровне, не позволяющем инвестировать в покупку нового вагона, а в ближайшие несколько лет планируется выбытие порядка 15% парка.
Риски и сокращения
Как отмечают эксперты рынка, ключевыми рисками лизинговой отрасли на сегодня по-прежнему остаются нехватка предметов лизинга из-за санкций, нарушения логистических и платежных цепочек, снижение спроса на лизинг из-за подорожания предметов лизинга, ухудшение платежеспособности лизингополучателей из-за плохих финансовых результатов.
«Наибольшему риску подвержены лизинговые компании, работающие в промышленном сегменте, так как их потребители наиболее пострадали от санкций. Существенный риск для отрасли представляет собой и потенциальное повышение фискальной нагрузки на лизингополучателей в случае существенного снижения доходов государственного бюджета», – говорят в Национальном рейтинговом агентстве.
Для сегмента лизинга подвижного состава основными проблемами остаются недостаточная пропускная способность восточного направления и дефицит комплектующих, в частности кассетных подшипников, что препятствует производству и ремонту инновационных вагонов.
По словам участников и экспертов рынка, ускорить восстановление лизинговой отрасли могла бы активная государственная поддержка. «Для стабильного спроса на лизинг подвижного состава необходима прогнозируемая потребность в обновлении парка вагонов. И здесь одновременно появляются две задачи. Первая – производство и внедрение в эксплуатацию более современных и инновационных моделей вагонов. Вторая задача – не допустить излишнего профицита парка с учетом ограниченных возможностей инфраструктуры. Решением этих двух задач может являться так называемый вагонный trade-in», – рассуждает А. Бочаров
Вместе с тем снижение инвестиционной активности предприятий объясняет невысокий восстановительный рост. В этом году большая часть компаний планируют существенно сократить инвестпрограммы, сохранить свои показатели или просто саму деятельность. Только около 10% компаний планируют наращивать выпуск в ближайшие 1–2 года и продолжать инвестировать, отмечают в НРА.
Добавим, что, по прогнозам Национального рейтингового агентства, количество новых договоров лизинга в этом году составит около 305 тыс. шт. (сокращение год к году составит около 25%). В первые два квартала ожидается рецессия, связанная как с эффектом базы (сильного I квартала 2022 года), так и c продолжающейся перестройкой логистических связей. В базовом сценарии рост нового бизнеса (в натуральном выражении) составит около 8–10%, количество новых предметов лизинга составит около 425 тыс. шт. В денежном выражении объем нового бизнеса может вырасти на 15% и составит около 2,1 трлн руб. (около 1,4% ВВП). Совокупный лизинговый портфель на конец 2023 года вырастет до 7 трлн руб.