В основе предложения парламентской ассоциации «Дальний Восток и Забайкалье» лежат меры, разработанные Независимым топливным союзом для регионов Дальневосточного федерального округа. Спецификой рынка нефтепродуктов в регионах ДФО является значимая доля независимых АЗС в структуре розничных игроков рынка, что приводит к высокому уровню ценовой конкуренции. Однако в оптовом сегменте топливного рынка конкуренция отсутствует и наблюдается системная нехватка объемов. Непосредственно на Дальнем Востоке в настоящее время работают всего два НПЗ – Комсомольский (входит в «Роснефть») и Хабаровский (ХНПЗ, принадлежит Независимой нефтегазовой компании (ННК) Эдуарда Худайнатова), которые обеспечивают только половину потребностей региона. Доставка же в ДФО нефтепродуктов из других регионов ведет к существенному росту их стоимости из-за огромного логистического плеча.
Оперативные меры, предложенные НПЗ
1. Снизить в регионах ДФО ставку НДС на автомобильный бензин и дизельное топливо 5-го экологического класса на 10 п. п. Реализация данной меры призвана оказать ощутимое влияние на розничные цены на топливо в регионах ДФО и позволит выравнять их относительно остальных субъектов Российской Федерации. По оценкам НПЗ, снижение НДС на 10 п. п. приведет к снижению цен на топливо в среднем на 1,5–2 руб./л.
2. Поддержать инициативу НК «Роснефть» по совершенствованию демпфирующего механизма в части возвращения нижней границы обнуления значений демпфера, а также привязки механизма к внутренним биржевым, а не условным расчетным ценам. Это снизит текущий уровень налоговой нагрузки на нефтеперерабатывающие заводы, а также создаст условия для снижения крупнооптовых цен. По оценкам союза, данная мера способна снизить цены на региональных нефтебазах на 4 тыс. руб./т в моменте, а в дальнейшем будет способствовать большей стабильности в оптовом сегменте рынка.
3. Принять проект постановления правительства Российской Федерации № 02/07/03-20/00100184, предусматривающего предоставление субсидий для обеспечения льготных тарифов на перевозки моторного топлива в ДФО. Данная мера направлена непосредственно на повышение привлекательности поставок нефтепродуктов в регионы ДФО и создание предпосылок для усиления конкуренции в оптовом сегменте рынка, что, в свою очередь, снизит закупочные цены для розничных игроков и корпоративных потребителей. Планируется установить субсидию железнодорожных тарифов на перевозку автомобильных бензинов и дизельного топлива в размере 4 тыс. руб./т с целью создания сопоставимых для поставок с альтернативных базисов транспортных издержек относительно поставок с текущих базисов.
Стратегические меры
1. Инициировать в регионах ДФО пилотный запуск проекта «Реформа топливного рынка», который включал бы в себя приостановление действия демпфирующего механизма, перенос уплаты акцизов с НПЗ на АЗС, передачу в ведение субъектов РФ полномочий по установлению региональных ставок по акцизам на автомобильный бензин и дизельное топливо 5-го экологического класса в диапазоне от 100 до 50% соответствующих ставок по акцизам, принятым на федеральном уровне и зафиксированным в ч. 2 Налогового кодекса, передачу собранных на территории субъекта России акцизов на автомобильный бензин и дизельное топливо 5-го экологического класса в части разницы от установленной регионом ставки до половины федеральной ставки непосредственно в региональные дорожные фонды и либерализацию розничных цен на топливо.
2. Разработать и реализовать программу форсированного развития рынка газомоторного топлива в ДФО, которая стимулировала бы развитие рынка природного газа как моторного топлива и строительство заправочной инфраструктуры.
«Мы считаем очень важным, что представители законодательных органов государственной власти субъектов Российской Федерации Дальнего Востока и Забайкалья поддержали наши предложения. Мы убеждены, что реализация наших мер способна системно и комплексно решить топливную проблему на Дальнем Востоке. Эти меры разработаны в интересах потребителей и участников рынка, они отражают национальные интересы нашей страны. Надеюсь, что и органы исполнительной власти вслед за парламентариями обеспечат нашим предложениям должное внимание и поддержку», – заявил президент Независимого топливного союза Павел Баженов.