+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
25.09.2019 12:00:00
ЖД Транспорт / Комментарии
РЖД-Партнер

Месяц несбывшихся ожиданий

В августе ставки на предоставление подвижного состава стали сползать вниз. Почему это произошло и чего ждать дальше?
В августе ставки операторов ушли вниз, хотя еще в июле была надежда на то, что они удержатся на плаву. Напомним, что, по данным опросов, которые проводятся журналом РЖД-Партнер в рамках исследования «Индекс качества услуг на железнодорожном транспорте», на разных маршрутах в середине лета наблюдался сильный разброс цен на предоставление вагонов (от -10% до +20% к средней цене), но ставки на полувагон в целом держались на уровне 2,1 тыс. руб. в сутки. С начала года они медленно поднимались вверх. Июль стал переломным моментом – рост ставок остановился. А на споте наметился откат вниз.

Правда, на некоторых маршрутах под влиянием ряда обстоятельств сохранилась склонность к прибавкам: где-то из-за того, что сеть плохо ехала, а где-то потому, что крупные операторы отставляли вагоны для накопления пулов.

В результате дешевый подвижной состав периодически оказывался плотно запертым на сети. С одной стороны, профицит парка, а с другой – логконтроль, скажем, на морские порты. В итоге вагон есть, но его нельзя подослать: не пробиться сквозь заторы и запреты. И отправителям приходилось брать дорогие вагоны. Или ждать.

Процесс пошел

Разброс ставок в июле 2019 года сделал рынок малопрогнозируемым. Часть клиентов в такой ситуации перенесли решения по планированию дальнейших объемов погрузки на август, что сформировало отложенный спрос. Ожидалось, что он окажет давление на рынок и ставки в августе удастся удержать от падения. Однако вялая погрузка развеяла эти надежды.

Косвенно данные обстоятельства отразились на поведении индексов, по которым можно судить о динамике ставок на предоставление железнодорожных вагонов.

На электронной торговой площадке «Грузовые перевозки» индекс IPE за первые 18 дней августа по сравнению с предыдущим месяцем вырос на 13,2%, а в оставшиеся полторы недели спикировал вниз. В итоге: -6% к июлю 2019-го и -3,3% к августу прошлого года.

Несколько иначе за тот же период повел себя индекс суточной ставки предоставления полувагона в технический рейс на пространстве 1520: его динамика по результатам сделок, совершенных на бирже вагонов, еще в июле продемонстрировала склонность к уходу в отрицательную зону. Вследствие этого по итогам августа сложилась такая картина: -3,8% к июлю 2019-го и -6,44% к последнему месяцу лета 2018 года.

Усредненный результат – устойчивый минус, почти пропорциональный динамике количества вагонов, которые находятся в обороте на российских железных дорогах. В августе – сентябре, например, ставки полувагонов оказались на уровне 1,7 тыс. руб. за вагон в сутки.

Что тянет вниз

Собственно, это и есть основной фактор, который увел ставки вниз, – на сеть поступил значительный объем (если не сказать – избыток) новых вагонов, благодаря чему в августе размер рабочего парка увеличился до 995 574 ед., что на 4,4% больше, чем за аналогичный период 2018 года.

Правда, на некоторых маршрутах под влиянием ряда обстоятельств сохранилась склонность к прибавкам: где-то из-за того, что сеть плохо ехала, а где-то потому, что крупные операторы отставляли вагоны для накопления пулов.

В результате дешевый подвижной состав периодически оказывался плотно запертым на сети. С одной стороны, профицит парка, а с другой – логконтроль, скажем, на морские порты. В итоге вагон есть, но его нельзя подослать: не пробиться сквозь заторы и запреты. И отправителям приходилось брать дорогие вагоны. Или ждать.

Долгосрочные контракты поначалу сложившаяся ситуация практически не затронула. Однако в конце августа на ряде направлений ставки поплыли вниз и здесь. Если раньше отправители искали, в чем вывозить свой груз, то в августе к ним самим стали обращаться операторы с предложениями добавить объемы к уже имеющимся заказам. Обычно август – октябрь – это сезон повышенных показателей отправок. Поэтому ситуация удивила некоторых отправителей.

Куда путь держим?

По данным опросов в рамках Индекса качества, стоимость услуг операторов в II квартале 2019 года грузоотправители оценивали как удовлетворительную. Пока еще ситуация остается терпимой для собственников подвижного состава. Не вызывает она беспокойства и в лизинговых компаниях, несмотря на то, что операторы взяли солидные объемы новых вагонов по очень высоким ценам у заводов-изготовителей.

Пока превышение предложения подвижного состава над спросом, в августе перешедшее определенную черту, за которой доходность операторского бизнеса стала снижаться, участников данного сегмента рынка не смущает. Тем не менее есть некоторая тревога – подробнее читайте в № 18 (2019 г.) журнала РЖД-Партнер.
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.




Читайте также

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions