+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
25.09.2019 12:00:00
ЖД Транспорт / Комментарии
РЖД-Партнер

Месяц несбывшихся ожиданий

В августе ставки на предоставление подвижного состава стали сползать вниз. Почему это произошло и чего ждать дальше?
В августе ставки операторов ушли вниз, хотя еще в июле была надежда на то, что они удержатся на плаву. Напомним, что, по данным опросов, которые проводятся журналом РЖД-Партнер в рамках исследования «Индекс качества услуг на железнодорожном транспорте», на разных маршрутах в середине лета наблюдался сильный разброс цен на предоставление вагонов (от -10% до +20% к средней цене), но ставки на полувагон в целом держались на уровне 2,1 тыс. руб. в сутки. С начала года они медленно поднимались вверх. Июль стал переломным моментом – рост ставок остановился. А на споте наметился откат вниз.

Правда, на некоторых маршрутах под влиянием ряда обстоятельств сохранилась склонность к прибавкам: где-то из-за того, что сеть плохо ехала, а где-то потому, что крупные операторы отставляли вагоны для накопления пулов.

В результате дешевый подвижной состав периодически оказывался плотно запертым на сети. С одной стороны, профицит парка, а с другой – логконтроль, скажем, на морские порты. В итоге вагон есть, но его нельзя подослать: не пробиться сквозь заторы и запреты. И отправителям приходилось брать дорогие вагоны. Или ждать.

Процесс пошел

Разброс ставок в июле 2019 года сделал рынок малопрогнозируемым. Часть клиентов в такой ситуации перенесли решения по планированию дальнейших объемов погрузки на август, что сформировало отложенный спрос. Ожидалось, что он окажет давление на рынок и ставки в августе удастся удержать от падения. Однако вялая погрузка развеяла эти надежды.

Косвенно данные обстоятельства отразились на поведении индексов, по которым можно судить о динамике ставок на предоставление железнодорожных вагонов.

На электронной торговой площадке «Грузовые перевозки» индекс IPE за первые 18 дней августа по сравнению с предыдущим месяцем вырос на 13,2%, а в оставшиеся полторы недели спикировал вниз. В итоге: -6% к июлю 2019-го и -3,3% к августу прошлого года.

Несколько иначе за тот же период повел себя индекс суточной ставки предоставления полувагона в технический рейс на пространстве 1520: его динамика по результатам сделок, совершенных на бирже вагонов, еще в июле продемонстрировала склонность к уходу в отрицательную зону. Вследствие этого по итогам августа сложилась такая картина: -3,8% к июлю 2019-го и -6,44% к последнему месяцу лета 2018 года.

Усредненный результат – устойчивый минус, почти пропорциональный динамике количества вагонов, которые находятся в обороте на российских железных дорогах. В августе – сентябре, например, ставки полувагонов оказались на уровне 1,7 тыс. руб. за вагон в сутки.

Что тянет вниз

Собственно, это и есть основной фактор, который увел ставки вниз, – на сеть поступил значительный объем (если не сказать – избыток) новых вагонов, благодаря чему в августе размер рабочего парка увеличился до 995 574 ед., что на 4,4% больше, чем за аналогичный период 2018 года.

Правда, на некоторых маршрутах под влиянием ряда обстоятельств сохранилась склонность к прибавкам: где-то из-за того, что сеть плохо ехала, а где-то потому, что крупные операторы отставляли вагоны для накопления пулов.

В результате дешевый подвижной состав периодически оказывался плотно запертым на сети. С одной стороны, профицит парка, а с другой – логконтроль, скажем, на морские порты. В итоге вагон есть, но его нельзя подослать: не пробиться сквозь заторы и запреты. И отправителям приходилось брать дорогие вагоны. Или ждать.

Долгосрочные контракты поначалу сложившаяся ситуация практически не затронула. Однако в конце августа на ряде направлений ставки поплыли вниз и здесь. Если раньше отправители искали, в чем вывозить свой груз, то в августе к ним самим стали обращаться операторы с предложениями добавить объемы к уже имеющимся заказам. Обычно август – октябрь – это сезон повышенных показателей отправок. Поэтому ситуация удивила некоторых отправителей.

Куда путь держим?

По данным опросов в рамках Индекса качества, стоимость услуг операторов в II квартале 2019 года грузоотправители оценивали как удовлетворительную. Пока еще ситуация остается терпимой для собственников подвижного состава. Не вызывает она беспокойства и в лизинговых компаниях, несмотря на то, что операторы взяли солидные объемы новых вагонов по очень высоким ценам у заводов-изготовителей.

Пока превышение предложения подвижного состава над спросом, в августе перешедшее определенную черту, за которой доходность операторского бизнеса стала снижаться, участников данного сегмента рынка не смущает. Тем не менее есть некоторая тревога – подробнее читайте в № 18 (2019 г.) журнала РЖД-Партнер.
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ



Читайте также

  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions