+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
28.09.2020 12:27:00
ЖД Транспорт / Комментарии
РЖД-Партнер

Место под солнцем: итоги форума Грузовая панорама. Часть 2

Во второй части транспортно-логистического форума «Грузовая панорама», организованного РЖД-Партнером 24 сентября, эксперты обсудили современное состояние грузовой базы железнодорожного транспорта и перспективы развития информационных продуктов для обеспечения эффективности мультимодальных перевозок. С результатами работы первой сессии можно ознакомиться в первой части материала.
Грузовые перспективы: соответствуют ли потребности возможностям?

Как отметил заместитель генерального директора Института проблем естественных монополий Владимир Савчук, пандемия повлияла на динамику объемов грузоперевозок всех номенклатур грузов.

Сокращение объемов перевозки угля (-8,1% за 8 месяцев 2020 г. по отношению к аналогичному периоду 2019 г.), несомненно – большой удар для железных дорог, однако в обсуждении этой номенклатуры отметили и позитивную динамику. В восточной части железнодорожного сообщения России продолжает наблюдаться рост отправки угля. Статистику на полях форума озвучил Игорь Куротченко, начальник отдела анализа пропускных способностей РЖД АО «СУЭК». По информации эксперта, за первые 6 месяцев текущего года увеличение объема поставок угля на дороги востока составило около 2–3%. «Думаю, в 2020 году в целом рост будет незначительный. В 2021-м ожидать роста не стоит», – добавил И. Куротченко.

Сложная ситуация сложилась и в стане нефтяников. Президент Ассоциации перевозчиков и операторов подвижного состава железнодорожного транспорта Владимир Прокофьев отметил, что из-за сокращения грузовой базы парк бензиновых цистерн перешел в стадию профицита (около 15–20 тыс. цистерн при общем количестве чуть более 180 тыс. цистерн на сети). За январь – август 2020 года погрузка нефти и нефтепродуктов снизилась на 9%. По словам В. Прокофьева, снижение погрузки и появление профицита – это закономерная динамика. Эксперт добавляет: «Сейчас мы соблюдаем договоренности с ОПЕК, но, соблюдая их, мы, надо отметить, теряем рынки. Природа не терпит пустоты, и это важно понимать. Сейчас еще Ливия возобновила добычу в достаточно большом количестве. Это тоже не внушает оптимизма. Все это приводит к профициту цистерн».

Прогнозы касательно сферы экспорта российских энергоресурсов позволяют говорить о негативном тренде на его снижение, добавил президент ООО «Институт развития транспортных систем» Александр Синев. Эксперт считает, что в первую очередь это коснется угля, потом нефти, а после и газа. А. Синев связывает это с частичной локализацией и авторизацией экономик, которые имеют мировое значение, например, США и Китая. «Таким образом, вопрос даже не в сценариях, а в том времени, в течение которого этот негативный тренд будет реализовываться», – заключил он.

«Несмотря на то, что металлы (грузы 3 класса) выгодны для ОАО «РЖД», мы проезжаем с трудом», – сообщил председатель комиссии по транспорту ассоциации «Русская сталь» Михаил Щербинин. По его словам, это происходит из-за перекоса загруженности инфраструктуры, особенно дефицита пропускной способности Восточного полигона, так как ключевые экспортные рынки для металла также локализуются в этом регионе (в частности, крупным импортером выступает Вьетнам). «Говорить о полном восстановлении пока преждевременно, но тем не менее сейчас спрос восстанавливается, а мы стоим. Перераспределять грузы на другие рынки металлурги не могут, они полностью обложены пошлинами. На Европу ехать не можем. Остаются рынки Северной Африки и Ближнего Востока, но в Турции, к примеру, нет такого металлопотребления, как на Востоке», – добавил эксперт.

Стоит отметить и лидера по приросту: зерно и продукты перемола увеличили погрузку на 20,6%. Однако ажиотажная скупка зерновозов может привести к переизбытку парка, как это было с полувагонами, поскольку в следующем году объем погрузки может измениться в меньшую сторону, добавляет В. Савчук. К тому же в условиях пандемии может снизиться экспортная база, если государство предпочтет оставлять запасы зерна внутри страны для обеспечения продуктовой безопасности.

Актуальные вопросы в сфере перевозки скоропорта осветил Михаил Синев, президент Ассоциации организаций продуктового сектора. Он особо отметил, что снятие ответственности за соблюдение регламента по перевозке скоропортящихся продуктов было правильным решением. «Ни в одной стране мира сейчас железнодорожники не отвечают за то, какой состав надо подавать. Отвечает либо получатель, либо отправитель, который разбирается в этом», – прокомментировал глава ассоциации.

Инновации и сервисы: будет развитие – будут и грузы

Помочь всей транспортной системе России сделать качественный скачок вперед поможет цифровизация, согласились эксперты в ходе заключительной дискуссии.

Цифровизация все глубже охватывает сервисы для клиентов ОАО «РЖД». В том числе создаются цифровые двойники процессов перевозок. Но пока между планированием перевозки и фактическим выполнением проходит почти месяц, сообщил заместитель председателя объединенного ученого совета ОАО «РЖД» по вопросам научного развития и взаимодействия Александр Осьминин. Однако сейчас эта диспропорция устраняется. Система согласует данные оперативного учета и формы ГУ-12, что позволяет оптимальнее регулировать погрузку, эффективнее балансировать вагонопотоки между станциями отправления и выгрузки.

Не отстают и порты: ФГУП «Росморпорт» подтвердил намерение развивать системы беспилотного вождения судов. Этот проект включен в программу инноваций госпредприятия, сообщил начальник управления инвестиций и стратегического развития ФГУП «Росморпорт» Андрей Болдорев. При этом предполагается использовать тот набор функций, которые сейчас предписано исполнять экипажу на борту, в дистанционном режиме – из диспетчерской. В программе внедрения инноваций ФГУП «Росморпорт» есть и еще несколько заметных проектов. В том числе связанных с внедрением композитных материалов и применением новых технологий для обеспечения безопасности мореплавания в акватории российских морских портов.

А вот автоперевозчики сталкиваются с серьезными барьерами на пути цифровизации. Причина медленного введения электронного документооборота на автотранспорте связана с тем, что формализация бизнес-процессов в ряде случаев тормозит автоперевозки, сообщил президент общественной организации «Ассоциация «Грузавтотранс» Владимир Матягин. Кроме того, мешает стремление ряда автоперевозчиков работать в теневом сегменте. Среди других проблем на пути развития рынка – технологии контроля за транспортировками с перегрузом. Требования по осевым нагрузкам не учитывают реальную ситуацию: в лесу даже использование датчиков не позволяет равномерно распределить нагрузку на оси автомобильного транспорта. Поэтому, по словам эксперта, необходимо отделить нарушения, которые допускают автоперевозчики, и те, что происходят из-за несовершенства российского законодательства.

Отдельно эксперты остановились на мультимодальных возможностях отечественной логистики. Традиционно острым в этом поле стал вопрос развития транзитных отправлений. По итогам 8 месяцев 2020 года транзитом было перевезено 487,8 тыс. ДФЭ. По словам заместителя генерального секретаря КСТП Натальи Степановой, в направлении Восток – Запад – Восток за этот период перевезли уже практически столько же, сколько за весь прошлый год: по итогам 8 месяцев было перевезено 337 тыс., в основном через погранпереход Достык – Алтынколь. Таким образом, направление Восток – Запад в этом году заняло долю в 70% (против 59% в 2019 г.) от всех транзитных перевозок по территории РФ.

Н. Степанова акцентировала внимание на мерах, которые применяются для сохранения тенденции роста в новых экономических условиях. Во-первых, значительное влияние оказала пандемия – за счет переключения грузов с воздушного и морского транспорта, она дала появиться и новой грузовой базе – перевозке медицинских материалов для борьбы с коронавирусом. Также были организованы новые маршруты, в частности ГК «ФЕСКО» запустила маршрут Чжэнчжоу – Гамбург. На территории Китая созданы дополнительные пункты по возврату контейнеров, были снижены тарифы на их перевозку в восточном направлении. Отдельное внимание эксперт уделила субсидированию транзитных перевозок из третьих стран в третьи через дальневосточные порты. «Мы имеем падение транзитных перевозок через дальневосточные порты, поэтому большую работу проводим с японскими, корейскими грузовладельцами», – добавила она.

В целом эксперты сессии согласились, что хотя будущее смешанных перевозок пока туманно, оно все же рождает надежду на серьезные позитивные изменения в российском транспортном секторе. На этой ноте закончилась деловая программа форума.

Традиционно в мероприятии приняли участие представители грузоотправителей и грузополучателей, операторских, экспедиторских и логистических компаний, сухопутных и морских терминалов для перевалки грузов, предприятий – производителей подвижного состава и лизинговых компаний, регуляторных ведомств, некоммерческих объединений, отраслевые эксперты. Форум прошел в формате офлайн, при этом часть спикеров и участников присоединились к мероприятию онлайн.
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ



Читайте также

  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions