+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
09.04.2021 13:48:27
ЖД Транспорт / Комментарии
РЖД-Партнер

Мартовский акцент на уголь: рост цен, экспорта и добычи

По итогам I квартала погрузка каменного угля на сети РЖД выросла на 5,6% к аналогичному периоду прошлого года и составила 92,1 млн т. Но снизилась по сравнению с докризисным 2019 годом на 5,2%. По итогам же марта рост составил 9,9% к марту 2020-го – 32,3 млн т. По планам РЖД и самих угольщиков, эти цифры будут только расти.
Отметим, что в прошлом году общее падение погрузки в разгар пандемии коррелировало с опережающим средние показатели сокращением погрузки угля как самого дальнего массового груза на сети. В январе она упала на 10,8%, в феврале - на 5,7%, в марте - на 13,5%. По итогам первого квартала погрузка угля на сети снизилась на 10,2% - до 87,2 млн тонн.

Тогда на снижение погрузки на экспорт повлияло уменьшение спроса на твердое топливо в Европе и аномально теплая погода, установившаяся на большей части территории России.

Таким образом, погрузка угля по итогам первого квартала 2021 года, по сравнению с докризисным 2019 годом снизилась на 5,2%. Тогда она составила  97,1 млн тонн. 

Активизация добычи

В январе – марте текущего года добыча угля возросла на 8,5% по сравнению с аналогичным периодом 2020-го и составила 108,136 млн т. Поставки на внутренний рынок выросли на 3,9%, до 47,14 млн т, экспортные поставки – на 14,4%, до 47,42 млн т, говорится в материалах Центрального диспетчерского управления ТЭК (ЦДУ ТЭК).

Добыча угля в России в марте выросла по сравнению с показателем марта прошлого года на 11,7%, превысив 38 млн т. Поставки российского угля на внутренний рынок увеличились на 15,5%, экспорт – на 12,1%.

Центр российской угледобычи – Кузбасс. Министерство угольной промышленности Кемеровской области пока не предоставило официальные данные о добыче в марте, но, по информации РЖД, погрузка каменного угля на станциях Кемеровской области в марте выросла на 8%, 19 млн т. Как отмечают в компании, в целом по итогам I квартала отправка топлива с углепогрузочных станций региона составила 53,2 млн т, что на 4,1% превышает показатели прошлого года. Ежесуточно со станций региона в среднем отправлялось более 8,3 тыс. вагонов с углем. Наибольшие объемы погрузки угля в I квартале текущего года обеспечили такие станции Кузбасса, как Ерунаково – 10 млн т, Терентьевская – 3,7 млн т, Междуреченск – свыше 3,1 млн т, Мыски – почти 3 млн т.

Добавим, что в регионе погрузку угля ведут более 40 железнодорожных станций.

Толчок к росту и добычи, и перевозки в том числе дало внимание руководства страны к угольной отрасли в течение всего I квартала и, в частности, совещание по развитию угольной промышленности 2 марта, где президент РФ Владимир Путин особое внимание уделил экспортному потенциалу Кузбасса. «Поставлены четкие ориентиры: Восточному полигону – развиваться, БАМу и Транссибу – строиться. Планируется к 2024 году минимум на 30% увеличить вывоз кузбасского угля в восточном направлении по сравнению с 2020-м. Таким образом, уже в 2022 году на восток будет отправлено 58 млн т угля, а в 2024-м – 68 млн т. При этом последние 4 года мы стоим на одной цифре – в 53 млн т угля. Увеличение пропускной способности – важное стратегическое решение, которое позволит развивать отрасль и планировать инвестиции», – прокомментировал губернатор Кузбасса Сергей Цивилев текущее положение дел на пресс-конференции «900 дней. Новый этап развития» 7 апреля.

Восточные колебания

Учитывая обозначенные приоритеты и переориентацию на экспортные азиатские рынки, на Восточном полигоне погрузка угля приросла в I квартале неравномерно. Так, если на Дальневосточной магистрали погрузка каменного угля за январь – март выросла до 6,6 млн т угля, на 57,1% к январю – марту прошлого года на Забайкальской железной дороге погрузка снизилась на 10,7%, до 2,7 млн т, на Восточно-Сибирской – на 9,4%. На Красноярской железной дороге погрузка угля осталась на уровне прошлого года – 7,9 млн т.

Добавим, что при этом в этом году планируется увеличить провозную способность ДВЖД по итогам этого года с 144 млн до 158 млн т. Кроме того, согласно первоначальным планам, на Дальневосточную магистраль в 2021 году должно поступить 88 локомотивов различных серий, в том числе 28 тепловозов 3ТЭ25К2М, с которыми осуществляется вождение поездов повышенного веса – до 7100 т. В настоящее время рассматривается возможность дополнительных поставок этих машин. До конца года на ДВЖД могут прийти еще 22 локомотива 3ТЭ25К2М.

«Увеличение погрузки угля на сети РЖД, по моему мнению, обусловлено подъемом цен на горючий камень на мировом рынке. На него, в свою очередь, повлияло расширение спроса, в частности, со стороны черной металлургии. Об этом свидетельствует тот факт, что только по итогам января – февраля 2021 года выплавка стали на планете выросла на 6,6%, до 315 млн т, причем в Китае – на 12,9%, до 175 млн т, в Индии – на 3,4%, до 19,4 млн т. Она же не могла не потянуть за собой заказы на коксующийся уголь, в том числе из России», – говорит промышленный эксперт Леонид Хазанов

Он допускает, что в апреле погрузка угля на железные дороги России может достигнуть 35 млн т.

Как следует из энергетического бюллетеня за март Аналитического центра при правительстве РФ, добыча угля в России в феврале этого года выросла на 9,6% в сравнении с февралем прошлого года, экспорт – на 11,9%. Цены на энергетический уголь в Азии в феврале выросли лишь на 4%, тогда как в январе рост составил 8%. Замедление темпов роста цен обусловлено потеплением в регионе и последующим снижением спроса. В Европе цены на уголь в феврале снизились на 2,8% относительно предыдущего месяца, также в связи с погодно-климатическим фактором. Цены на коксующийся уголь в январе увеличились (+20,3% для премиальных марок).

По данным Минэнерго России, рост экспорта в феврале связан с увеличением общемирового спроса на коксующийся уголь, в частности в Китае, что связано с восстановлением глобального уровня производства стали после снижения в связи с пандемией.

«Естественно, рост цен на угли – на коксующиеся, на энергетические – вызвал рост предложения на рынке, вернее, даже не рост предложения, а необходимость поставок. Соответственно, увеличились объемы погрузки на Запад. На Восток он остался на том же уровне прошлого года», – комментирует заместитель генерального директора по железнодорожному транспорту ООО «Трансметкокс» Евгений Кузнецов.

Он добавляет, что появляется некое подобие графика как на Дальний Восток, так и на Запад.

По мнению АКРА, в долгосрочной перспективе цены на уголь будут определяться, с одной стороны, глобальным снижением спроса, а с другой – средней себестоимостью добычи угля в основных странах-поставщиках. Последняя со временем будет, скорее всего, иметь тенденцию к повышению вследствие инфляции и исчерпания запасов угля с низкой себестоимостью добычи.

В отличие от Китая, способного в настоящее время в целом закрывать свои потребности в угле, таким крупным потребителям электроэнергии, как Япония, Индия и страны ЕС, приходится его импортировать, отмечают в агентстве. Эксперты прогнозируют, что, несмотря на активную политику европейских стран по внедрению альтернативных источников энергии, в перспективе 5–10 лет отказаться от угля этим странам будет сложно.

Дальше – больше

На встречи с президентом генеральный директор – председатель правления ОАО «РЖД» Олег Белозеров сообщил, что в 2021 году по железным дорогам планируют вывезти угля из Кузбасса на 5 млн т больше, чем в прошлом. А к 2024 году объемы угля из Кузбасса намечено увеличить почти на 30%, до 68 млн т. Напомним, что ранее С. Цивилев отмечал: увеличение перевозок угля на восточном направлении на треть полностью зависит от железной дороги

В апреле, как сообщил на днях заместитель генерального директора ОАО «РЖД» – начальник ЦФТО Алексей Шило, монополия ожидает прирост погрузки каменного угля (примерно 10,5%, учитывая низкую планку периода прошлого года).

Наращивать погрузку планируется не только за счет развития инфраструктуры Восточного полигона, увеличения тяги и реализации проекта с указанием конкретных объектов вывоза грузов с конкретных угольных месторождений, но и за счет роста добычи. Угольщики Кузбасса планируют добыть в этом году 235 млн т угля. Кроме того, ожидается, что в 2021-м в регионе заработают четыре угольных предприятия.
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ



Читайте также

  • Перевозки скоропортящихся грузов: проблемы есть. Есть ли решения?
    Как сегодня гарантировать безопасность перевозки скоропорта, обсуждали отраслевые эксперты и непосредственные участники перевозочного процесса в рамках делового семинара «Грузовая панорама. Перевозки скоропортящихся грузов в новых условиях», организованного журналом «РЖД-Партнер». Подробнее - в нашем специальном проекте.
  • Сибирь на передовой трансформации логистики
    Санкции развернули товарооборот на восток. Одним из крупнейших хабов, через который грузы распределяются в различных направлениях различными видами перевозок, стала Сибирь. О проблемах, вызовах, победах и планах в области транспорта, логистики и инфраструктуры – в нашем специальном проекте.
  • Нефтяной разворот
    Санкции изменили структуру перевозок нефтепродуктов. Российская логистика развернулась из Европы в Азию, на Ближний Восток и в Африку. Как это отразилось на экспорте нефтеналивных грузов и чего ждать дальше? Все не так просто, как может показаться на первый взгляд. Своими мнениями в рамках делового семинара «Грузовая панорама. Перевозки нефтепродуктов в условиях санкций» с нами поделились отраслевые эксперты и непосредственные участники процесса перевозок. Подробности - в нашем специальном проекте по ссылке.
  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions